Нейтральный военный статус Беларуси возможен сегодня скорее только на бумаге, в действительности он фактически невозможен. Такая мысль была высказана на экспертном совещании на тему военной составляющей событий в Украине и ее влияния на Беларусь. Мероприятие прошло 10 апреля в минском офисе кампании «Говори правду».
Статья 18 Конституции Беларуси гласит: «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным». Однако на деле, считают эксперты, статус нейтрального государства Беларуси достаточно спорен, более того, по Конституции она к нему только стремится.
По мнению военного эксперта Александра Алесина, договорные отношения Беларуси в рамках Союзного государства с Россией и ОДКБ скорее свидетельствуют о том, что на сегодня нейтральный статус Беларуси невозможен. В частности, белорусская экономика, в том числе связанная с ВПК, настолько ориентирована на Россию, что от нее «никуда не деться».
«Россия поддерживает стабильность экономической ситуации в Беларуси, являясь в том числе залогом модернизации белорусской армии», — сказал эксперт.
Алесин отметил, что нынешняя ситуация в Украине как раз и была обусловлена нейтральным статусом страны. «Если бы Украина определилась, с кем она — с Западом или Востоком, она бы сохранила свою целостность», — считает эксперт.
«Нейтральный статус Беларуси сегодня — скорее заблуждение. Мы его хотим, к нему стремимся, но нам его не дадут», — убежден Алесин.
Бывший депутат Палаты представителей генерал-майор Валерий Фролов полагает, что «нейтральность — хорошая, прекрасная мечта, которая на фоне глобализации, однополярного мира звучит наивно».
По словам руководителя аналитического проекта Belarus Security Blog Андрея Поротникова, белорусская армия сегодня — «это остатки Белорусского военного округа, который сокращался-сокращался и дошел до такого предела, когда власти посчитали, что им не жалко тратить на нее такие средства».
Как считает Поротников, если бы белорусской армии пришлось воевать с Западом, то ей можно было бы «только героически умереть».
Эксперт также отметил, что Россия без дополнительной мобилизации могла бы выставить армию в 250 тыс. человек. «Белорусская армия в заявленных Лукашенко 15 тыс. человек — конечно, маловато. Но потенциал, чтобы сдерживать такую российскую группировку, у нас есть с учетом дополнительной мобилизации и иных действий», — сказал он.
По мнению Александра Алесина, профессиональная армия не предназначена для оборонительной войны. Кроме того, подчеркнул он, бедная страна не может иметь профессиональную армию, так как не может обеспечить достаточно высокий социальный статус ее представителям. В частности, отметил эксперт, 75% расходов большого военного бюджета США идет на «соцпакет» и только остальные 25% — «на подводные лодки, штурмовики и так далее».
Активист кампании «Говори правду» Сергей Возняк, в прошлом кадровый офицер-политработник Советской Армии, считает, что для Беларуси не актуален переход на профессиональную армию.
«Лучше сделать так, чтобы срочная армия перестала быть пугалом для молодежи. В ней нужно создать по-настоящему человеческие условия службы с нормальным питанием, отпусками и так далее, очеловечить уставные отношения и заниматься реальной боевой подготовкой», — сказал он.