В Астане лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали, как они сами признались, «эпохальный» документ — договор о создании Евразийского экономического союза. Впрочем, эксперты не разделяют оптимизма президентов: Евразийский союз имеет все шансы не оправдать те надежды, которые на него возлагает официальный Минск.
Фото пресс-службы президента Беларуси
Кроме самого договора о создании ЕАЭС, в Астане были подписаны важные для Беларуси двусторонние договоренности с Россией: об объемах поставок нефти и новом порядке перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты. По сути, это воплощение в жизнь тех переговорных успехов, о которых рассказал журналистам Александр Лукашенко 9 мая.
Во-первых, в 2015 году общий объем поставок составит 23 млн. тонн, в последующие годы возможно увеличение до 24 млн. тонн, если Беларуси столько понадобится. Судя по всему, стороны решили окончательно отказаться от поквартального согласования объемов поставок нефти, которое было удобным инструментом политического и экономического давления на официальный Минск.
Во-вторых, в соответствии с подписанными документами предусматривается, что в 2015 году в бюджет Беларуси будет зачислено 1,5 млрд. долларов вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Ранее Беларусь перечисляла все нефтепошлины в российский бюджет.
По словам замминистра финансов Беларуси Дмитрия Кийко, договоренность рассчитана на долгосрочный период практически до выхода на единый рынок нефти и нефтепродуктов.
«При этом имеется достаточно гибкий механизм пересмотра этих предельных сумм. Белорусская сторона такой механизм понимает как возможность поэтапного полного отказа от перечисления вывозных таможенных пошлин в российский бюджет», — заявил замминистра.
Почти ничего нового
По мнению экономиста Сергея Чалого, ждать серьезных изменений в связи с созданием нового интеграционного объединения Беларуси не следует.
«Все основано на старых нормах Таможенного союза и Единого экономического пространства. Все нововведения связаны с координацией промышленной политики, финансовых рынков, но это все очень далекая перспектива: с 2018 по 2025 годы», — отметил эксперт.
Эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко также считает, что с подписанием договора о ЕАЭС «практически ничего для Беларуси не изменится».
«За подписание договора о ЕАЭС Беларусь получает определенные бонусы, и они дают краткосрочный экономический эффект сохранения статус-кво в экономике. По своей сути это консервирование текущей ситуации», — поясняет экономист.
По его мнению, предоставляемые бонусы от России «также расслабляют руководство страны и сводят в краткосрочном периоде (1-2 года) возможность реформ на нет».
«Единственное, что может измениться — в отдельных отраслях экономики может усилиться конкуренция с российскими компаниями. В частности, уже сейчас можно наблюдать, что у перевозчиков возникли определенные проблемы, они несут потери, некоторые вынуждены закрывать свои компании», — отметил Болточко.
Эксперт прогнозирует распространение конкуренции на «все сектора экономики, которые похожи на российские и где меньше всего присутствует государство». Речь идет о логистике, оптовой и розничной торговле, строительном секторе, поясняет Болточко.
«Эффект будет, но небольшой. И, скорее всего, будет носить положительный оттенок: с одной стороны, наши будут жаловаться на возросшую конкуренцию, но, с другой стороны, такая конкуренция позволит им развиваться дальше. Это покажет им, как сложно выживать в конкурентной борьбе и что такое настоящий рынок», — убежден экономист.
Российские маневры рушат белорусские мечты
На все эти и другие лишения белорусское руководство соглашалось в надежде на главный пряник евразийской интеграции — отмену обязательства перечислять в российский бюджет экспортные пошлины на нефть. Но в трехсторонние соглашения о Евразийском союзе этот пункт, вопреки желаниям белорусского руководства, не вошел.
Сергей Чалый отмечает: «В сегодняшних соглашениях ничего нет дальше 2015 года. На 2014 год — старый порядок, 2015 год — 1,5 млрд. оставляем себе, а дальше сказано о наличии некого гибкого механизма, с помощь которого они будут на двусторонней основе эти вопросы успешно решать. Но говорится, что так это понимает белорусская сторона. Вопрос в том, как это понимает Россия. Никаких обязывающих Россию графиков нет. Фраза про «гибкость» в этом смысле — не лучший вариант».
Но ко всему этому Москва готовится к тому, чтобы в принципе лишить Беларусь всех бонусов от переработки дешевой российской нефти.
По словам Чалого, в России «активизировались планы по налоговому маневру — переносу нагрузки с экспортных пошлин на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — и фактически речь идет о том, чтобы это сделать в опережающем порядке».
Механизм работает следующим образом. Экспортные пошлины на нефть понижаются до минимального уровня. Но чтобы компенсировать потери для российского бюджета, правительство повышает налог на добычу для нефтяных компаний. Этот шаг позволяет России вписаться в формат Евразийского союза, отменив для Беларуси необходимость перечисления экспортных пошлин (тогда уже в виду их незначительного размера) и одновременно не потерять многомиллиардные поступления в казну.
Сергей Чалый убежден, что Россия «увязывает послабление нам по экспортным пошлинам с поднятием НДПИ, что нивелирует для нас выгоды такого рода». Дело в том, что пошлины станут мизерными, а стоимость нефти — вырастет. Это ухудшит условия для продажи белорусских нефтепродуктов и лишит Беларусь ожидаемых доходов.
Соглашение о стабильном нефтяном балансе на годы вперед Чалый считает продолжением логики проведения налогового маневра.
«Идея этого маневра состоит в том, чтобы стимулировать экспорт сырой нефти, а как следствие, уменьшится ее переработка внутри страны. В этом смысле Россия заинтересована в том, чтобы наши НПЗ были загружены по максимуму и были по максимуму обременены необходимостью обратных поставок на российский рынок», — добавил экономист.
Ну и кто на коне?
Антон Болточко считает, что в целом переговоры о создании ЕАЭС для Беларуси завершились успешно: «Беларусь смогла в сложном переговорном процессе минимизировать риски и взять часть выгод и для себя».
«С одной стороны, Лукашенко вчера говорил, что Беларусь получила не тот договор, который хотела, с другой стороны, он сказал, что в договоре каким-то образом будет оформлено следующее условие: если не будут достигнуты нужные Беларуси договоренности, то Беларусь без каких-либо последствий может разорвать это сотрудничество с Россией и Казахстаном. Если это действительно заложено в договоре, то происходит еще и минимизация рисков», — подчеркнул экономист.
В пользу вывода об успешности переговоров для Беларуси, по мнению Болточко, говорит и тот факт, что достигнута договоренность о частичном неперечислении злополучных нефтяных пошлин в российский бюджет, «учитывая, что еще месяц назад говорилось, что никаких льгот для Беларуси не будет».
«Это успех переговорного процесса, возможно, не такой, как можно было бы получить в случае выполнения каждой стороной ранее принятых на себя обязательств по вопросам изъятий и ограничений. Но все равно это победа Беларуси — деньги получены», — считает экономист.
Сергей Чалый не разделяет этого оптимизма: «Нормальным результатом было бы получение наконец того союза, который работал бы без изъятий и ограничений. Все эти вопросы должны были быть решены еще в момент создания Таможенного союза».
«Но они не решались, постоянно откладывались, нам постоянно обещали, что их решат в ЕЭП, затем в ЕАЭС, и они по-прежнему не решены. Но нам уже ничего не могут пообещать дальше: за Евразийским экономическим союзом следует только новый Советский Союз — политическое объединение. Мы не получили то, на что могли рассчитывать много лет назад, причем наша позиция была абсолютно логична и убедительна», — считает экономист.
«Спорные вопросы, по-прежнему остались предметом двусторонних договоренностей, что является самым большим негативом для нас. Все конфликты с Россией всегда возникали там, где должны были быть двусторонние, а не многосторонние договоренности», — отметил Чалый.
Что в сухом остатке? Беларусь идет на уступки, открывая свой рынок для российских конкурентов. Ей обещают за это поставлять дешевую беспошлинную нефть. Выполнение обещания многократно переносят, а затем и вовсе оставляют этот вопрос на двустороннем уровне.
По сути, это ставит самый чувствительный для Беларуси вопрос в зависимость от способности властей двух стран договориться. А это новый рычаг для давления, к примеру, по вопросам дальнейшей, уже политической интеграции или, как минимум, приватизации белорусских предприятий.
Параллельно планируется налоговый маневр, который и вовсе поставит под вопрос самую главную выгоду от Евразийского союза для белорусских властей.
Все более отчетливо евразийская интеграция начинает выглядеть как мышеловка для белорусской независимости. Только теперь Минску не хотят давать даже кусочек сыра.