Коррупция ослабляет государство, подрывает перспективы экономического развития, снижает эффективность человеческого потенциала, подрывает доверие к власти. Это справедливо отметил президент Беларуси на совещании на прошлой неделе.
Поэтому совершенствование антикоррупционного законодательства - процесс объективный. На искоренение коррупции должна быть направлена вся институциональная система государства и общества, а не отдельные его сегменты в виде правоохранительных органов. Необходимо также менять стереотипы поведения граждан и чиновников.
Направления борьбы с коррупцией представляются следующими.
1. Разумная (рациональная) экономическая и налоговая политика:
- создание равных условий для государственного и частного сектора;
- упрощение налогового законодательства;
- эффективность работы налоговой службы;
- анализ причин появления теневой экономики (министерств и научных учреждений достаточно, а эффект пока здесь минимальный);
- разумное сочетание различного рода стимулов карательного и поощрительного характера, направленных на "вывод" экономики из тени.
- рациональное регулирование отношений с учетом конституционных принципов и норм;
- стабильность законодательства;
- прогнозирование последствий принятия новых актов;
- повышение авторитета и ответственности судебной власти за надлежащее исполнение принципов и норм, зафиксированных в Конституции;
- ответственность руководящих органов судебной власти за необеспечение единства судебной практики, законности (разумности) вынесенных судебных постановлений.
3. Дополнение государственного контроля, в том числе финансового, контролем общественным:
- использование парламентского контроля, контроля со стороны местных представительных органов с систематической публикацией отчетов о проделанной работе в официальных изданиях указанных органов;
- взаимодействие в этой работе с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;
- постоянный анализ существующей системы взаимоотношений граждан и органов государственной власти, системы принятия решений, касающихся деятельности предпринимательских структур, движения финансовых потоков с целью упреждения зон возникновения коррупционных угроз;
- публичное раскаяние в совершении коррупционного преступления (причем это может влиять на меру наказания): просто откупиться штрафом, даже многократным, или возмещением ущерба недостаточно. Наказание стыдом, чего не чураются в США и других западных странах, должно стать одной из мер, сопровождающих традиционную юридическую ответственность.
4. Дальнейшая административная реформа и совершенствование системы государственной службы:
- сокращение излишнего управленческого персонала в сфере исполнительной власти;
- создание службы внутренней безопасности (антикоррупционных подразделений) в министерствах и государственных комитетах, других значимых организациях из числа работающих там специалистов (в рамках существующей численности). В их составе должны быть профессионалы, хорошо знающие специфику работы ведомства. Пока различного рода комиссии в министерствах работают на "любительском" уровне;
- более широкое использование правоохранительными органами возможности официального предостережения чиновников, если появляются основания подозревать в совершении порочащих проступков. Любое доказанное свидетельство коррумпированности чиновников влечет увольнение, в том числе в связи с утратой доверия;
- совершенствование практики подбора кадров на коррупциогенные должности. Не только поручительство при приеме на работу, но и ответственность, хотя бы моральная, поручителей за своего коллегу;
- периодическая проверка должностных лиц, распоряжающихся материальными и финансовыми ресурсами, на полиграфе (детекторе лжи). При этом в контракте оговорить возможность его досрочного расторжения по соглашению сторон по причине выявленных на полиграфе оснований полагать о наличии злоупотреблений (увольнение за виновные действия, в том числе в связи с утратой доверия, возможно лишь при подтверждении иным способом злоупотреблений со стороны такого лица);
- изъятие в доход государства имущества чиновников, стоимость которого превышает его доходы, происхождение которого он не может подтвердить (срок исковой давности установить не менее десяти лет).
5. Регулярное обновление направлений и содержания антикоррупционных мер:
- подготовку проектов антикоррупционных программ, в том числе региональных, ведомственных осуществлять с широким привлечением специалистов и общественности, граждан;
Антикоррупционная программа - это рецепт выздоровления, лечения болезни, благодаря успеху которого будет сильным государство, общество, будет только расти авторитет и уважение власти.
6. Повышение роли и ответственности общественных формирований (союзов предпринимателей и др.) в предупреждении и искоренении коррупции.
В завершение отметим, что при доведении до сведения граждан проектов соответствующих актов, существенных предложений от них поступит еще больше.