Сейчас на рынке труда все заметнее представители поколения Милениум, или Y, (рожденные в 1984-2000 годах). Чтобы не остаться без работников, рассказала руководитель Центра делового роста Ольга Павлова, работодателю необходимо учитывать, что молодежь имеет свои потребности, ценности и приоритеты. Как и то, сказала она, что представители разных поколений требуют разных подходов в сфере удержания и мотивации, управления корпоративными ценностями.
Это подтверждает и опрос исследовательского центра «HeadHunter Беларусь» «Приоритеты поколений». Как отметила директор «HeadHunter Беларусь» Светлана Шапорова, приоритетные для экономики страны сферы не вызывают интереса у молодежи: «Только 5,2% молодых специалистов выбирают сферу производства — то, на чем строится экономика страны, 4,8% работают в транспортной сфере и 3,2% — в строительстве. Это самые низкие строчки критерия выбора профессиональных сфер. Сельское хозяйство вообще как возможность не рассматривается».
Молодых людей привлекают те сферы, где они могут быстро увидеть результаты своего труда и получить заслуженное вознаграждение.
У работников старших возрастов (поколение Х –– рожденные в 1963-1984 годах) в приоритете продажи, бухгалтерия, транспорт.
Молодежь и старшие поколения ориентированы на возможность заниматься любимым делом, на достойную и стабильную зарплату. Однако для поколения Х, например, очень важна уверенность в завтрашнем дне, а для поколения Y желательно признание своих заслуг.
«Подобные различия мы наблюдаем и при выборе нового места работы, — сказала Светлана Шапорова. — Для молодых важны развитие и возможность обучаться, карьерный рост и насыщенная корпоративная жизнь. А вот для представителей поколения Х –– репутация компании, хорошо обустроенное рабочее место, близость к дому».
Что же делать для смягчения проблемы разных ценностей поколений? Павлова считает, что, прежде всего, пора признать различия и научиться их использовать на пользу, а не во вред рынку труда в целом и каждой компании в частности.
Для этого есть много способов и технологий, отметила специалист по персоналу логистической компании Елена Есипович. Кадровый голод ставит многие компании в ситуацию отсутствия выбора сотрудников. Однако важно, чтобы в одной компании работали и те, кто только набирается опыта, и те, кто может его передать.
Сотрудники всех поколений могут быть востребованы, считает она. Сотрудников поколения Х ценят за их коммуникабельность и командный дух, а «беби-бумеров» –– за стремление к победе и тщательное выполнение работы.
«Несомненно, главное правило для всех сотрудников одно: если ты хочешь удержаться на рабочем месте, зарабатывать больше в комфортных условиях, необходимо постоянно профессионально и личностно развиваться», –– подчеркивает Елена Есипович.
Однако невозможно изменить приоритеты молодых какими-то насильственными способами, отмечает Шапорова. Если политика государства и компаний будет учитывать их потребности, создавать условия, важные для молодых, то не заставит себя ждать и результат в виде эффективной работы. «В целом хороший результат дает создание смешанных, уравновешанных трудовых коллективов по полу и возрасту. Такие команды будут более успешны на рынке», –– заключила Светлана Шапорова.