Что ждет внешнюю политику Беларуси? Прогноз BISS
21.01.2015 19:46
—
Новости Политики
|
Евразийская интеграция будет развиваться, но напряженность между Минском и Москвой сохранится, продолжатся попытки нормализации отношений с ЕС, активизируется сотрудничество с развивающимися странами – такие прогнозы делают в 23-м выпуске своего внешнеполитического индекса аналитики Белорусского института стратегических исследований (BISS), зарегистрированного в Вильнюсе.
В исследовании анализируется внешняя политика Беларуси за ноябрь-декабрь 2014 года, а также делается прогноз по основным направлениям международного сотрудничества Беларуси: Россия, ЕС, Китай, развивающиеся страны и Украина. Россия: и хочется, и колетсяВ BISS отмечают, что конец 2014 года оказался непростым для белорусско-российских отношений. "Введенные Россией в одностороннем порядке ограничения на поставки продукции белорусских предприятий негативно сказались на качестве отношений и вызвали недовольство у белорусского руководства. Эта ситуация была использована для активной публичной критики интеграционной политики Кремля в целом. Экономическая стагнация в России, падение цен на нефть и обвал российского рубля привели к неопределенности в торговых отношениях и возрастающим потерям белорусских экспортеров, а также развитию напряженности в двусторонних отношениях", – убеждены аналитики BISS. По их мнению, в январе–феврале 2015 года "вероятно дальнейшее развитие евразийской интеграции и белорусско-российских отношений на фоне сохраняющейся напряженности вокруг ситуации с поставками продукции белорусских предприятий на российский рынок". В условиях экономической нестабильности в обеих странах становится актуальным вопрос выделения шестого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС объемом $440 млн, и переговоры по его выделению, вероятно, активизируются, убеждены в BISS. "Дальнейшее снижение цены на нефть может еще больше обострить белорусско-российские отношения", – подчеркивают эксперты. Авторы исследования прогнозируют, что Беларусь будет должать оказывать давление на Россию с целью получения дополнительной финансовой поддержки и дальнейших уступок в рамках интеграционных процессов, в том числе путем развития более тесных отношений с ЕС, США и Украиной. "Попытки Беларуси активно развивать контакты с Западом могут усилить напряженность в двусторонних отношениях с Россией, о чем свидетельствует заявление главы комитета Госдумы России по международным делам Алексея Пушкова, который предостерег президента Беларуси от форсированного развития отношений с США 22 декабря", – отмечают в BISS Динамика белорусско-российских отношений будет также зависеть от развития ситуации на востоке Украины. В случае конфликта, официальному Минску будет сложно придерживаться нейтральной позиции, а желание сохранить торговые отношения с Украиной может привести к конфликту с Россией, убеждены эксперты. Тем не менее, белорусский президент, отмечают авторы индекса, заинтересован в поддержке со стороны России на предстоящих президентских выборах, и ему "придется выстраивать хрупкий баланс между лояльностью России для обеспечения преференций и особой позицией в отношении украинского кризиса с целью поддержки белорусско-украинских торговых связей и развивающегося диалога с ЕС и США" "Нащупывание" потепления с ЕСПо оценке BISS в ноябре-декабре 2014 года в отношениях Минска и Брюсселя сохранилась центральная тенденция двух последних лет, а именно – поступательное наращивание дипломатических контактов. Эксперты отмечают ряд встреч на высоком уровне, которые провел министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в Австрии и Швейцарии, белорусский инвестиционный форум в Лондоне с участием министра экономики Николая Снопкова и председателя правления Банка развития Сергея Румаса, белорусско-польский инвестиционный форум, делегацию Беларуси на котором возглавил вице-премьер Михаил Русый. "Продолжается и постепенное "нащупывание" содержательной повестки дня в отношениях Беларуси и Евросоюза. Прошел четвертый раунд межправительственных консультаций по вопросам модернизации и второй раунд визовых консультаций", – напоминают в BISS. Новинкой отчетного периода, по мнению исследователей, стало то, что Минск, впервые с 2010 года, апеллирует к Евросоюзу по вопросам белорусско-российских отношений. Речь идет о встрече в МИД Беларуси 11 декабря, когда европейских дипломатов пригласили, чтобы проинформировать о проблемных вопросах в отношениях Беларуси и России. В тот же день Владимир Макей провел телефонные переговоры с рядом министров иностранных дел стран ЕС. "По всей видимости, речь шла о тех же проблемных вопросах между Беларусью и Россией, а также о региональной ситуации и отношениях Беларуси и ЕС", – считают аналитики. BISS представляет свой прогноз состояния внешней политики Беларуси на ближайшую перспективу. "Беларусь вступает в турбулентный год президентских выборов. Традиционная нервозность периода президентской кампании на этот раз будет сопровождаться повышенной неустойчивостью экономического положения. Падающая конкурентоспособность собственной экономической модели и рецессия в России делают экономику Беларуси особенно уязвимой", – убеждены эксперты. Они отмечают, что, с одной стороны, Минск приложит максимум усилий, чтобы нормализовать отношения с ЕС и тем самым "создать хоть какую-то подушку безопасности в случае серьезного ухудшения экономического положения и продолжающихся проблем в отношениях с Россией". "С другой же стороны, своими действиями на фоне намечавшейся в конце декабря паники на валютном рынке (в частности, блокировка негосударственных информационных порталов) власти Беларуси в очередной раз продемонстрировали, что готовы к жестким нелиберальным мерам. А это неизбежно будет создавать новые точки напряжения в отношениях с Евросоюзом", – уверены в BISS. Стагнация на китайском вектореБелорусско-китайские отношения продолжили разочаровывать официальный Минск, считают аналитики. Китай, по-прежнему остается одним из самых невыгодных торговых партнеров для Беларуси с точки зрения соотношения объемов экспорта и импорта. Выйти на значимое кредитное сотрудничество так и не удалось. "В рассматриваемый период был нанесен удар по главным проводникам китайских интересов в высших эшелонах белорусской власти. Так, 22 декабря в отставку был отправлен председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник, который после Бориса Батуры занимался продвижением китайских интересов в регионах. А 27 декабря 2014 года в ходе кадровой ротации своей должности лишился заместитель премьер-министра Анатолий Тозик, считающийся главным "мотором" белорусско-китайских отношений. Неизвестно, какую роль в его отставке сыграли неуспехи в развитии проектов с Китаем, но ее можно рассматривать и как своеобразный итог разочарования руководства Беларуси в китайском векторе внешней политики на протяжении всего 2014 года", – отмечают в BISS. По мнению аналитиков, будущий формат сотрудничества Беларуси с КНР в некоторой степени будет зависеть от того, какую должность займет Анатолий Тозик. "В экономической сфере не стоит ожидать значимой активности как со стороны Беларуси, так и со стороны КНР. В целом, анализируя итоги 2014 года, можно отметить, что с началом 2015 года белорусско-китайские отношения постепенно входят в стадию стагнации", – резюмируют эксперты. Выход на новые рынкиВ отношениях со странами Азии, Африки и Латинской Америки, которые в индексе BISS условно названы "развивающимися" Минск пытается восстановить прежние связи и наладить новые. "За прошедшие два месяца контакты со странами региона имели место на невысоком уровне и в формате рабочих визитов, посвященных в основном развитию деловых контактов. Улучшение политических отношений с Турцией в последние годы привело к оживлению экономического сотрудничества. Минск делает ставку на привлечение турецкого бизнеса и фактически уже смог превратить Турцию в одного из основных своих партнеров на Ближнем Востоке", – отмечается в исследовании. Также предпринимаются попытки укрепить связи и с Юго-Восточной Азией, в частности, с Вьетнамом. "Эта страна является рынком для целого ряда белорусских товаров и каналом для поставки этих товаров в некоторые соседние государства. В своих отношениях с Вьетнамом Беларуси удалось выйти на уровень стабильного сотрудничества", – отмечают в BISS. Кроме того, убеждены эксперты, Минск не без успеха ищет новые рынки и партнеров в области военно-технического сотрудничества. Свидетельством тому стали продолжающиеся контакты с Пакистаном, Мьянмой и Анголой. BISS прогнозирует активизацию контактов со странами Азии. Следует ожидать активизации контактов со странами Азии, прежде всего Южной Азии (Бангладеш, Пакистан) и Юго-Восточной Азии (Индонезия, страны Индокитая), поскольку этому направлению уделялось недостаточно внимания в предыдущий период. "Белорусское правительство будет пытаться компенсировать сокращение экспорта в Россию и Украину за счет поставок на другие рынки, в частности в "развивающихся странах". Минск пытается осторожно реанимировать или же развить сотрудничество даже в рискованных местах — в частности, с Суданом, Сирией, Ираном и Мьянмой. С одной стороны, белорусское правительство, вероятно, считает, что сотрудничество с этими странами сейчас уже не носит столь рискованного характера, с другой же стороны — к определенному риску подталкивает непростая ситуация с экспортом. Возможно, эта тактика будет реализована с опорой на Россию, учитывая возобновившуюся готовность Москвы бросать вызов Западу", – отмечается в индексе. Отношения со странами Африки в ближайшее время останутся второстепенным направлением белорусской политики в "развивающемся мире". Развитием белорусско-африканских связей будут заниматься, прежде всего, посольства, сеть которых на этом континенте недавно была существенно расширена, считают аналитики. "Напротив, Беларусь попытается придать новый импульс своим отношениям с Латинской Америкой (Эквадор, Венесуэла, Боливия). Однако проекты с Венесуэлой и Эквадором, вероятно, будут испытывать сложности в связи с экономическими проблемами в этих странах из-за падения цен на нефть", – отмечают в BISS. Украина: Шанс прорубить окно в ЕвропуОтношения Украины и Беларуси в конце 2014 года были активными и конструктивными, несмотря на некоторые колебания в публичных оценках официального Минска ситуации на Донбассе, подчеркивают в BISS. Президенты двух стран старались демонстрировать близость позиций. Кроме того, Минск продолжает использовать украинскую тему для улучшения отношений с Западом. "Особенно это заметно на американском направлении. Так, в декабре помощник госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что Вашингтон готов к улучшению отношений с Минском, и что белорусские власти сделали очень много, превратив бренд Минска в символ мирных переговоров. Помимо этого фактор Украины работает и как инструмент давления Минска на Кремль", – убеждены аналитики. Среди важных событий конца года эксперты называют встречу президентов двух стран в Киеве, на которой было принято решение запустить совместный телеканал, утверждение правительствами обеих стран положения о демаркации границы, а также де-факто присоединение Белорусской железной дороги к транспортной блокаде Крыма (отмена единственного поезда на полуостров). "Киев и Минск будут и далее наращивать двусторонние отношения. При этом украинский кризис приносит Беларуси не только политические, но и вполне ощутимые экономические дивиденды. Так, политическая нестабильность и ухудшение отношений Украины с Россией снимают проблему поставок белорусских нефтепродуктов, что ранее являлось острой проблемой для белорусско-украинских отношений", – отмечается в исследовании. По мере нарастания экономических сложностей в Украине транзитное значение Беларуси будет расти. Возможно также использование Украины как канала коммуникации официального Минска с Западом. Петр Порошенко публично заявил, что Украина сможет поспособствовать развитию отношений Беларуси со странами Евросоюза в рамках Восточного партнерства, напоминают в BISS.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Евразийская интеграция будет развиваться, но напряженность между Минском и Москвой сохранится, продолжатся попытки нормализации отношений с ЕС, прогнозируют...
|
|