Как и на европейском направлении, в белорусско-американских отношениях происходят определенные позитивные сдвиги. Остается выяснить, насколько далеко по этому пути готов продвинуться официальный Минск.
Встреча в Минске заместителя помощника госсекретаря США Эрика Рубина
и главы МИД Беларуси Владимира Макея.
У Минска интерес приземленный
Как заявил недавно заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов, Беларусь «всегда была заинтересована в поддержании полноценных партнерских отношений с США», а сейчас «есть основания говорить об определенной нормализации отношений».
По его словам, «даже в самые сложные для белорусско-американского взаимодействия годы наши страны не прекращали сотрудничество по вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности и предотвращения незаконного транзита ядерных материалов».
Замминистра также упомянул о взаимодействии между правоохранительными органами, укреплении межрегиональных связей, сотрудничестве в области науки, культуры и образования.
Ну и, естественно, к разряду приоритетов отнесены торговля и инвестиции: Гурьянов подчеркнул заинтересованность Минска расширить доступ к американскому рынку, возможности привлечения инвестиций, развития производственной кооперации и получения кредитных ресурсов.
В самом деле, обращает на себя внимание значительная интенсификация в течение последних полутора лет двусторонних контактов в разных сферах, причем на достаточно высоком уровне.
В первую очередь следует выделить посещение Минска в сентябре американской межведомственной делегацией, которую временный поверенный США в Беларуси Скотт Роланд назвал самой высокопоставленной за последние пять лет. В нее входили сотрудники Министерства обороны, Агентства по международному развитию и Бюро Госдепартамента по вопросам прав человека и демократии.
Одной из целей визита было объявлено изучение возможностей расширить взаимодействие с властями Беларуси, для чего были проведены переговоры в правительстве, МИД и с деловыми кругами. Не были также обойдены вниманием представители гражданского общества и политической оппозиции.
Кроме того, несколько раз здесь побывал заместитель помощника госсекретаря США Эрик Рубин, который встречался с главой белорусского внешнеполитического ведомства Владимиром Макеем, а в свой последний приезд месяц назад — и с Александром Лукашенко.
Правда, объемы торговли с мировым экономическим лидером были, мягко говоря, не очень значительными (при том что налицо серьезные расхождения в сведениях сторон).
Так, согласно белорусским данным, за 11 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го двусторонний товарооборот сократился на 10% — до 547 млн. долларов (экспорт — 103 млн., импорт — 443 млн., сальдо — минус 340 млн.). А по сведениям Министерства торговли США тот же показатель составил всего 200 млн.
К тому же говорить о настоящей нормализации не позволяли резкие высказывания белорусского лидера в адрес США.
Например, 6 сентября в интервью телеканалу «Россия 1» он сказал, что «к бойне в Украине нас постоянно подталкивает «дядя Сэм» из-за океана».
Впрочем, риторика явно меняется. Так, в интервью американскому медиахолдингу «Блумберг» 31 марта Лукашенко заявил: «Без американцев в Украине невозможна никакая стабильность».
От ценностей Вашингтон не отказывается
Таким образом, Гурьянов в очередной раз дал понять, что намерения белорусских властей основаны почти исключительно на меркантильных ожиданиях: в случае смягчения отношений можно рассчитывать на облегчение доступа к кредитам международных финансовых структур, инвестициям.
Напротив, в действиях американской администрации прямой материальный интерес едва ли присутствует, поскольку маловероятно, что в обозримом будущем Беларусь станет для США экономически значимой.
Особняком стоит, конечно, участие Минска в Северной распределительной сети, используемой для снабжения контингента НАТО в Афганистане и вывода войск оттуда. Однако со временем необходимость в этом маршруте исчезнет или существенно ослабнет.
Поэтому американский интерес сводится преимущественно к тому, чтобы наша страна не создавала проблем с безопасностью. Кстати, в Беларусь и сейчас сложно бросить камень по поводу нелегальной миграции, торговли людьми, контрабанды оружия и наркотиков.
В то же время регулярно проводимые совместно с Россией военные учения имеют откровенно антинатовскую направленность, что явно не способствует смягчению напряженности в регионе.
Отдельные аналитики высказывают мнение, что нынешние перемены в американской политике относительно Беларуси вызваны стремлением обеспечить ее нейтралитет в российско-украинском противостоянии и тем самым поддержать Киев.
Дескать, именно ради этого Белый дом и согласился на нормализацию, хотя официальный Минск не выполнил главного условия — освободить политических заключенных.
Наверное, можно согласиться, что украинский фактор действительно сыграл определенную роль. Вместе с тем, вряд ли Госдепартамент настолько наивен, что рассматривает Беларусь в качестве серьезного элемента стратегии сдерживания России.
Скорее, с учетом того, что в последние годы белорусский режим уже не применял к своим оппонентам сверхжестких мер, Вашингтон решил попробовать вернуться к более мягкой политике.
Но при этом американцы не склонны забывать негативный опыт. По крайней мере, во время последнего визита Эрик Рубин подтвердил, что санкции останутся в силе до тех пор, пока не будут выполнены условия для их отмены.
Пока нарушений этого обещания не видно, то есть ценности по-прежнему превалируют над интересами.
С другой стороны, пока белорусское руководство не демонстрирует готовности поступиться своими принципами, и это ставит достаточно жесткие рамки развитию двусторонних отношений.
Как и на европейском направлении, в белорусско-американских отношениях происходят определенные позитивные сдвиги. Остается выяснить, насколько далеко по этому пути готов продвинуться официальный Минск.