Оккупирует ли Россия Беларусь в ближайшие месяцы? На фоне скучного предвыборного сюжета (называть других кандидатов конкурентами Александра Лукашенко язык не повернется) эта алармистская тема выглядит для СМИ находкой.
Заявления национальной оппозиции об агрессивности соседней империи, только и мечтающей поглотить Беларусь, многими воспринимаются уже как ритуальные заклинания. Из них сенсацию не сварганишь.
Но на сей раз благодатную для политических спекуляций тему вторжения с востока актуализировал доклад «Новая геостратегия России: последствия и вызовы для архитектуры международной безопасности», подготовленный Юрием Цариком и Арсением Сивицким из минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований. Эта структура в экспертном сообществе имеет репутацию близкой к властям.
Не поддержать Лукашенко — приедет на танке Путин?
Фишка доклада — тезис о высокой вероятности «военно-политической дестабилизации Республики Беларусь в течение ближайших трех-шести месяцев».
Тупиковая ситуация в Украине, при том что Минск намерен твердо придерживаться нейтральной и миротворческой позиции в этом конфликте, нормализовать отношения с ЕС и США, ряд других факторов подталкивают Москву, как считают авторы доклада, «к повторению украинского сценария» в нашей стране.
Толчком для ввода войск, согласно этой версии, может стать отказ белорусского руководства разместить здесь российскую авиабазу.
В ряде интервью эти же политологи поясняют, какой именно сценарий может применить Москва, учитывая проведение в Беларуси президентских выборов. Мол, сначала здесь замутят некое подобие майдана, причем якобы инспирированного Западом, а потом, когда возникнет конституционный кризис, просто введут свои войска — надо же спасать братскую республику.
Пикантность трактовки в том, что и большая часть белорусской оппозиции, в частности сторонники бойкота выборов, проведения уличных акций, предстают в этой обрисовке вольными или невольными пособниками Кремля.
Главный же месседж доклада адресован, пожалуй, Евросоюзу и США. Подтекст читается так: лучше уж поддержать Лукашенко, иначе здесь будет Путин.
Для Москвы это слишком затратный и рискованный сценарий
«Здесь больше алармизма, чем аргументированного прогноза», — так оценил сценарий Царика и Сивицкого старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов.
В комментарии для Naviny.by эксперт отметил, что «по большому счету интересы России в Беларуси обеспечены» и Москва имеет достаточно возможностей, чтобы мягко принуждать Минск к лояльности.
С учетом этого, полагает Мельянцов, сценарий дестабилизации выглядит чересчур затратным, «избыточным». Тем более на фоне украинских проблем Кремля. Даже если он захочет испортить нормализацию отношений Минска с Западом, то достаточно инспирировать здесь немноголюдную акцию с битьем стекол и тем самым спровоцировать жесткую реакцию властей.
По мнению собеседника, белорусская сторона может надолго подвесить вопрос авиабазы, как это было с соглашением о единой системе ПВО двух стран (эпопея тянулась более десяти лет). Очень долго Лукашенко торговался и вокруг «Белтрансгаза». А вопрос признания Абхазии и Южной Осетии вообще был спущен на тормозах.
При этом, подчеркивает политолог, Беларусь в общем-то исправно участвует во всех интеграционных проектах Кремля. Вот если бы ее президент заявил, что его цель — вступить в Евросоюз и НАТО, то у Кремля появились бы серьезные мотивы для жесткого сценария, говорит Мельянцов.
Минский аналитик-международник Андрей Федоров, комментируя для Naviny.by гипотетический сценарий дестабилизации Москвой ситуации в Беларуси, заявил: «Я бы такую опасность до конца не исключал, но вряд ли это может быть сценарием ближайшего времени».
По мнению эксперта, Россия, попав под западные санкции из-за Украины, «сейчас отматывает назад», в частности «хочет продать Сирию за Крым». Иначе говоря, для Москвы как минимум не то время, чтобы заваривать новую кашу по украинскому сценарию в Беларуси.
Однако в случае если тяготы российского населения из-за долгого противостояния с Западом обострятся, идея «маленькой победоносной войны» на белорусском направлении (или, скорее, тихого аншлюса) может быть в Москве востребована, допускает Федоров.
Оккупация маловероятна, деградация уже идет
Что и говорить, Крымом да Донбассом Россия заработала репутацию безбашенного, отвязанного мирового игрока. Это вдобавок к не самому лестному бэкграунду СССР и Российской империи.
И все же наложить украинский сценарий на Беларусь для российских стратегов (предположим, они это прокручивают) проблематично по ряду причин.
Во-первых, да, по горло хватает и Украины. Владимир Путин хоть и любит выглядеть «ненаклоняемым», как и Лукашенко, но тягаться с мощью западного мира, обложившего санкциями, нереально. Надо аккуратно сдавать назад.
Во-вторых, демонизировать белорусов в массовом сознании россиян так же, как это сделали с образом украинцев, будет, пожалуй, гораздо сложнее.
В-третьих, осмелюсь предположить, что Лукашенко при всем его норове по большому счету устраивает Кремль. При всех капризах он для московской верхушки — свой, в том числе и ментально, по духу.
Любая же марионетка, которую Кремль захотел бы здесь поставить, может в некий момент выйти из-под контроля. Да и попробуй еще поставь. Лукашенко держит страну под колпаком. Все просвечивается жестким рентгеном. Смешно думать, что спецслужбы проморгали бы подготовку неких сотен боевиков для местного майдана, о чем пишут иные российские ресурсы.
Да, белорусскую ситуацию можно пустить вразнос, если приложиться со всей дури. Но тогда процесс способен выйти также из-под контроля тех, кто этот большой бемц затеял. Не факт, что в итоге Москва получит лояльный ей режим.
Нет, ну зачем головная боль на ровном (ну почти ровном) месте? Руководство нынешнего белорусского режима хотя и лавирует, пытается расширить свободу геополитического маневра, но к геополитической измене не способно в принципе по целому ряду причин, которым можно посвятить отдельную статью.
Да, в перспективе при стечении целого ряда неблагоприятных для Беларуси обстоятельств аншлюс не исключен. Но куда более реальной является перспектива многолетней деградации нашей страны в тени слабеющей постимперии.
Так кто пустил сюда «русский мир»?
Возвращаясь же к докладу Царика и Сивицкого, стоит выделить такой тезис: «Важным аргументом в пользу организации смены режима в Беларуси для российского руководства является то огромное влияние, которое Россия имеет на специальные службы, государственный аппарат, директорат государственных предприятий, информационное пространство и экономику Беларуси».
В этом плане белорусский официальный лидер, при всей своей жесткой авторитарности, действительно очень уязвим. Его многолетняя ориентация на Москву, желание угодить Кремлю для получения субсидий привели к дальнейшей (начало положили царизм и большевизм) русификации всех сфер жизни, торможению национального самосознания белорусов.
Фактически сам Лукашенко «диким креном» (его собственное признание) своей политики на восток создал в Беларуси тепличные условия для тихой экспансии «русского мира».
И как бы ни холодили теперь спину высшего белорусского начальства угрозы со стороны Кремля, попробуй разорви его тщательно сплетенную паутину.
Чтобы обеспечить реальные гарантии независимости Беларуси, здесь нужно менять всю систему. Но кто на это способен?