С формальной точки зрения 2015 год на западном направлении выглядит для Минска едва ли не прорывным. Особенно это касается взаимодействия с Европейским союзом. Достаточно вспомнить состоявшийся в феврале в белорусской столице саммит по разрешению украинского кризиса, в котором приняли участие канцлер Германии и президенты Франции, Украины, России.
И хотя гостеприимный белорусский хозяин к дискуссиям привлечен не был, сам факт его личной встречи со значительными мировыми фигурами позволил многим обозревателям высказать мнение, что мероприятие поспособствует улучшению как международной репутации нашей страны, так и имиджа самого Александра Лукашенко.
В определенной степени так и произошло. Действительно, последующие события продемонстрировали, что белорусское руководство воспринимается объединенной Европой уже не так однозначно негативно, как раньше. Однако, как представляется, основную роль здесь сыграло, скорее, довольно неожиданное нежелание белорусского официального лидера целиком и полностью стать в украинском вопросе на сторону России.
Правда, на майский саммит программы «Восточное партнерство» Лукашенко хотя и был приглашен, но в Ригу не поехал. Хотя готовность встретиться с ним выразил сам президент Латвии Андрис Берзиньш, уверенности в том, что не возникнут какие-либо щекотливые ситуации, вероятно, не было. По другой версии, сработала оглядка на Москву.
Это, впрочем, не помешало продолжению процесса нормализации, тем более что официальный Минск сделал в конце концов шаг, которого от него настойчиво добивались страны Запада: освободил последних политзаключенных. В ответ Брюссель приостановил действие визовых ограничений и большей части экономических санкций, причем есть основания ожидать, что в феврале они будут отменены окончательно.
В конце года двусторонние контакты стали еще активнее. Так, Минск посетили сразу несколько делегаций Евросоюза, в том числе во главе с директором департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом.
Со своей стороны, глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей встретился в Берлине с немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером, а затем посетил Брюссель, где провел переговоры с высокопоставленными представителями Еврокомиссии — Федерикой Могерини и Йоханнесом Ханом.
Из-за океана тоже повеяло теплым ветром
По похожему сценарию развивались и белорусско-американские отношения. Здесь тоже участились контакты на официальном уровне. В числе прочих следует отметить такое довольно редкое событие, как приезд в нашу страну делегации американских законодателей, пусть даже все три ее участника давно зарекомендовали себя политиками, в той или иной степени питающими слабость к развитию сотрудничества с авторитарными государствами.
Но более важным свидетельством смягчения позиции Вашингтона стала частичная отмена санкций, прежде всего против нескольких белорусских предприятий. Как известно, эти санкции вызвали в свое время особое раздражение белорусского руководства.
Если добавить признаки готовности Международного валютного фонда выделить Беларуси кредит, то может показаться, что на западном направлении наступает чуть ли не полная гармония.
На Запад Лукашенко не уйдет
Однако в реальности перспективы скромны, поскольку позиции сторон по ряду важнейших вопросов остаются практически несовместимыми. При этом крайне сомнительно, что кто-либо из акторов отступит от своих принципов.
Так, Запад вряд ли откажется от ценностного компонента своей политики по отношению к Беларуси, а нынешний белорусский режим не пойдет на радикальное смягчение своей внутренней политики. Соответственно, лимит взаимных уступок, похоже, близок к исчерпанию.
Разумеется, определенные сдвиги, скажем, подписание соглашения об упрощении визового режима с ЕС или реализация отдельных проектов в экономической сфере, вполне возможны. И даже такой слабый положительный тренд — не худший вариант, если учесть, что репрессивные инстинкты властей никуда не делись, но они хотя бы сдерживаются, чтобы не спугнуть нормализацию.
Не стоит также забывать о том, что по понятным причинам наша страна является в гораздо большей степени объектом, нежели субъектом мировой политики. Причем наиболее жестко ее поведение определяется Москвой.
Так что даже если бы Минск вдруг на самом деле захотел развернуть свой главный внешнеполитический вектор на 180 градусов (что само по себе чрезвычайно маловероятно), та приложила бы все усилия, чтобы этому воспрепятствовать.
А как наглядно показывает российская политика в последнее время, разнообразных возможностей у Кремля для этого более чем достаточно.
Таким образом, надеяться на более или менее серьезное дальнейшее сближение между белорусским режимом и Западом в обозримом будущем оснований нет.