Недавно отдельных литовских депутатов обвинили в том, что они используют тему строительства Белорусской АЭС в Островце исключительно в политической борьбе со своими противниками по Сейму. Так, по мнению представителей партии «трудовиков» литовские политики лишь прикрываются общественной заботой, говоря об атомной станции, а на деле, посредством энергетической тематики лишь зарабатывают для своих партий политические бонусы.
По мнению заместителя председателя Социал-демократической трудовой партии Литвы (СДТПЛ) Артураса Скарджюса, абсолютно вся критика политиков в отношении БелАЭС, является не более чем попыткой скрыть безынициативность правительства в период с 2008 по 2010 годы под руководством Андрюса Кубилюса.
Артурас Скарджюс обратил внимание общественности на странный факт: почему спикер Сейма Литвы так рьяно начал участвовать в обсуждении вопроса строительства БелАЭС сегодня, и почему же он не делал этого раньше? Представитель партии «трудовиков» заявил следующее: «Спикер Сейма до сих пор не выказывал инициативы в этом вопросе, тем более что это и не его прерогатива, а работающих в Сейме комиссии и комитетов. Эта тема позволяет спикеру Сейма быть заметным или просто танцевать под дудочку оппозиции».
Парадоксальным для «трудовиков» да и к слову, для Беларуси, стал и факт того, что в 2010 году литовские политики одобрили планы соседей на строительство, однако затем, как мы все знаем, начали говорить абсолютно обратные вещи. По мнению Артураса Скарджюса это и есть «беспощадная избирательная борьба, скрывающаяся за предполагаемой общественной заботой». И действительно, если руководствоваться здравым смыслом и логикой, становится очевидным, что остановить строительство или повлиять на выбор площадки БелАЭС можно было только на этапе планирования данного проекта, то есть в 2008-2010 годах, изгаляться же и истерить по этому поводу, когда станция практически достроена, политически ничем не оправданно и попросту нелепо.
И действительно, то, что борьба с БелАЭС, на самом деле лишь политическая игра отдельных партий Литвы, подтверждается тем, что переписка между литовскими и белорусскими властями по этому поводу началась аж в 2008 году, однако первая нота МИД Литвы о БелАЭС была подписана только 6 декабря 2010 года. Что это значит? Только одно: правительство Кубилюса ничего не делало в течение двух лет и не поднимало вопрос вслух. На что же наивно надеялось правительство Литвы тех лет? На то, что атомная станция в Островце, не будет построена и дальше разговоров на эту тему дело не пойдет? Но ведь это как минимум глупо, и политически абсолютно незрело. Закрадывается мысль, что для Литвы, вопрос строительства БелАЭС не стоял остро и не вызывал никаких претензий. Очевидно, в тот период времени, Вильнюс был сосредоточен на закрытии своей Игналинской АЭС и на перспективах строительства новой АЭС на базе старой.
Когда же Литва поняла, что строительство БелАЭС, помешает воплощению собственных энергетических планов Вильнюса, было уже поздно. Но кто же виноват в столь недальновидной политике литовского правительства? Явно, что не Беларусь, но именно из нее Литва долгие годы делает крайнюю. Правда сегодня эта «битва за электроны» подходит к концу. И Литва проиграла, израсходовав весь арсенал средств от информационных вбросов и нот протеста, до жалоб США и Евросоюзу.
Все необходимые инстанции, как например МАГАТЭ, не единожды подтвердили надежность строящейся АЭС, а международные эксперты подтвердили отсутствие рисков для соседних стран. Белорусская сторона также давно обосновала, чем руководствовалась при выборе площадки и какие тщательные и долгие в связи с этим проводились исследования. ЕС с США также отказались становиться на сторону претензий Литвы, прекрасно понимая, что конструктивная позиция по БелАЭС принесет больше политических и экономических дивидендов, чем конфронтационная. Литва же не только осталась у «разбитого корыта», но и «потеряла лицо» продемонстрировав мировому сообществу неумение достойно проигрывать, в тщетных попытках продолжая спекулировать на теме БелАЭС везде, и даже в Сейме.
Недавно отдельных литовских депутатов обвинили в том, что они используют тему строительства Белорусской АЭС в Островце исключительно в политической борьбе со своими противниками по Сейму. Так, по мнению представителей партии «трудовиков» литовские политики лишь прикрываются общественной заботой, говоря об атомной станции, а на деле, посредством энергетической тематики лишь зарабатывают для своих партий политические бонусы.