Для реализации новой союзной чернобыльской программы требуется 1,2 млрд. российских рублей
01.03.2010 13:07
—
Новости Общества
| БелТА
Источник материала: БелТА Актуальное интервьюСОЮЗНОЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ПРЕОДОЛЕНИЕ И СОЗИДАНИЕ Преодоление последствий чернобыльской катастрофы - важнейшее направление деятельности Союза Беларуси и России. В рамках Союзного государства уже реализованы две программы - в 1998-2001 и 2002-2005 годах. По всеобщему признанию, эти союзные программы - наиболее успешные среди совместных белорусско-российских проектов. И их реализация принесла обеим сторонам ощутимые положительные результаты. Союзное сотрудничество в данной сфере будет продолжено. Уже подготовлена концепция программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2006-2010 годы. О ее особенностях - в беседе корреспондента БЕЛТА с заместителем начальника отдела науки и информации Комчернобыля Ольгой Луговской. - Ольга Михайловна, каковы основные цели программ совместной деятельности? - Главное - формирование единой политики двух государств в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы и обеспечение ее реализации. Усилия Беларуси и России интегрируются в поиске наиболее эффективных путей решения основных вопросов в данной сфере. Действительно, задачи, поставленные предыдущими двумя программами, успешно решены. Но их реализация поставила новые задачи. Программа совместной деятельности - эффективный инструмент, позволяющий объединить материальные и информационные ресурсы, научный потенциал и накопленный опыт двух государств в реализации мер по радиационной, медицинской, социальной защите и реабилитации населения. Кроме того, создаются предпосылки для устойчивого развития территорий в условиях ограничений, связанных с действием радиационных факторов в загрязненных районах. - Каковы приоритеты союзного сотрудничества на следующее пятилетие? - Их три. Во-первых, это совместная деятельность по созданию элементов системы мер адресной специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. Во-вторых, формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние сельхозугодий и земель лесного фонда двух государств. И, в-третьих, реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий Чернобыля на единой организационно-технической основе. Эти приоритетные направления совместной деятельности на 2006-2010 годы "подсказаны" результатами реализации предыдущей программы. Проект концепции не содержит мероприятий, дублирующих национальные программы. - В настоящее время не отработана правовая база, регулирующая оказание специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси. Это касается обследования и лечения белорусов в Российской Федерации и россиян - в Беларуси. Оказание этого вида помощи - крайне важный аспект. И он включает не только унификацию законодательств в данной сфере. - "Фундамент" высокой эффективности этой системы - развитие и внедрение современных лечебно-диагностических методов для людей, входящих в группы повышенного риска. Определение таких групп будет проводиться на базе научно-обоснованных критериев с использованием коэффициентов радиационного риска для различных типов заболеваний. В результате реализации предыдущих союзных программ была создана материально-техническая база, подготовлены высококвалифицированные специалисты различного лечебно-диагностического профиля в специализированных центрах и лечебных учреждениях на загрязненных территориях Беларуси и России. В рамках совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в 2006-2010 годах будут осуществляться мероприятия по разработке и продвижению высоких медицинских технологий и передового опыта по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, подвергшимся радиационному воздействию, на базе медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук (город Обнинск), Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (Санкт-Петербург) и Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека Минздрава Беларуси (Гомель). Важнейший инструмент и информационная основа формирования адресного подхода к оказанию специализированной медицинской помощи - Единый чернобыльский регистр России и Беларуси. Он обеспечивает сбор и анализ персональной медико-дозиметрической информации о населении, подвергшемся радиационному воздействию. За 1998-2005 годы были созданы три элемента Единого регистра. Первый - единые персонифицированные регистры по основным радиационно-обусловленным патологиям (рак щитовидной железы, лейкоз и рак молочной железы), выявленным на территории Брянской и Гомельской областей. Второй - единый канцер-регистр ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. Третий - единый регистр детей ликвидаторов. В перспективе будет сформирован новый элемент Единого чернобыльского регистра - дозиметрическая база данных. Предусматривается также создание единого российско-белорусского каталога по текущим дозам облучения критических групп населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения Союзного государства. В ближайшие годы также необходимо создать новые функциональные блоки Единого регистра. Это касается неонкологической заболеваемости и смертности среди ликвидаторов, внутриутробно облученных граждан, потомков ликвидаторов второго поколения. Собранные в Едином регистре данные позволяют формировать группы повышенного радиационного риска с точностью до населенного пункта и даже конкретного жителя, что создает реальные предпосылки для оказания адресной медицинской помощи и оптимизации финансовых ресурсов, направляемых на эти цели. Создание Единого чернобыльского регистра имеет также самостоятельное научное значение. Объединение данных регистров России и Беларуси обеспечивает более точную оценку медицинских последствий аварии на ЧАЭС для населения двух государств, более высокую представительность и научную достоверность прогнозных оценок. - Как известно, радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС в наибольшей степени подверглись сельскохозяйственные районы Беларуси и России. На загрязненных приграничных территориях идет активный товарообмен. Сельхозпродукция из загрязненных регионов попадает также и в другие области обеих стран... - По прогнозам, участки территорий с плотностью загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/кв.км сохранятся и после 2016 года. В настоящее время на этих территориях только в Брянской области России и в Гомельской области Беларуси располагаются сельхозугодья общей площадью более 300 тыс.га, лесные угодья - около 400 тыс.га. Ужесточение требований к безопасности сельскохозяйственной продукции требует создания системы радиационного контроля на базе единой системы показателей, гарантирующей недопущение загрязненной продукции в товарооборот. В качестве основного механизма создания условий по приведению в безопасное состояние сельхозугодий Беларуси и России предусматривается разработка единых требований к условиям производства и качеству сельхозпродукции. Основные задачи в области реабилитации населения и сельскохозяйственных территорий - внедрение наиболее эффективных технологий и реализация экономически оправданных мероприятий, ориентированных на снижение до безопасного уровня содержания радионуклидов в процессе сельскохозяйственного производства, а также в производимой продукции. - Необходимость устранения проблем взаимных поставок касается не только сельскохозяйственной, но и лесной продукции. Что предусматривается в отношении загрязненных радионуклидами лесов? Ведь они расположены в густонаселенных районах Беларуси и России с традиционно интенсивным ведением лесного хозяйства и высоким уровнем использования лесных ресурсов. - Лесопользование в загрязненных радионуклидами лесах имеет свою специфику. В ряде случаев оно существенно отличается от принципов, используемых в незагрязненном лесном фонде. Необходимой основой для обеспечения возможности устойчивого управления лесами являются проведение комплексных исследований лесных угодий и разработка паспортов радиологической безопасности. В сфере нормативного регулирования работ в лесном фонде двух государств предусматривается разработка единых требований по регулированию всех видов лесопользования на территориях лесного фонда Союзного государства. - Реализация каких мероприятий позволит расширить возможности межгосударственной кооперации? - Необходимо создать единую нормативную и методическую базу контроля радиационной обстановки на загрязненных территориях. Совместная деятельность по данному направлению предусматривает разработку и внедрение унифицированных методов и регламентов обследования и оценки радиоактивного загрязнения объектов природной среды, единых показателей, характеризующих радиационную обстановку, и форм представления данных. Очевидна и потребность в создании унифицированных элементов системы радиационного контроля в агропромышленном производстве. Обеими странами уже накоплен определенный опыт по преодолению последствий радиоактивного загрязнения и приведению в безопасное состояние сельхозугодий загрязненных территорий. В дальнейшем необходима разработка единых требований к условиям безопасного использования земель, производства на них сельхозпродукции, а также к качеству этой продукции. Будут апробированы совместные пилотные проекты адресной реабилитации сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств и сельских населенных пунктов, находящихся на загрязненных территориях. Концепция программы совместной деятельности включает разработку долгосрочной стратегии и единой методологии радиационно-гигиенического мониторинга на загрязненных территориях России и Беларуси, а также единого положения по проведению мониторинга индивидуальных доз внешнего и внутреннего облучения населения. Предусматривается создание единой базы по предельным значениям содержания радионуклидов в пищевых продуктах, а также разработка единого протокола проведения динамических комплексных радиационно-гигиенических обследований реперных населенных пунктов России и Беларуси. - Качественная, своевременно и правильно поданная информация играет важную роль в системе мер по снижению психоэмоционального напряжения людей. Она ориентирует население на решение социально-экономических проблем. - Для формирования адекватного отношения всего общества к последствиям Чернобыля и к радиационному риску нужны систематические и долговременные усилия, основанные на наиболее полной и объективной информации о последствиях аварии и путях их преодоления. В Москве в 2004 году введен в действие российско-белорусский информационный центр (РБИЦ), целью которого являются информационно-аналитическая поддержка реализации мероприятий программы, выработка и проведение единой информационной политики по чернобыльским проблемам в рамках Союзного государства. Опыт РБИЦ показал, что отсутствие соответствующего центра в Беларуси существенно ограничивает возможности реализации совместной информационной политики на загрязненных территориях. В 2006-2010 годах планируется реализовать проект по организации и обеспечении функционирования союзного информационно-аналитического центра. Он может быть организован путем создания российского и белорусского отделений в Москве и Минске на базе существующих государственных организаций. Особая роль отводится разработке и реализации долгосрочной программы информационной и социально-реабилитационной политики на основе единого информационного банка данных. Это позволит составлять анализ и прогноз развития радиологической, медико-демографической, социально-экономической и социально-психологической обстановки на радиоактивно загрязненных территориях двух государств. Концепцией программы предусматривается реализация комплексного проекта по созданию тематического атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на ЧАЭС на пострадавших территориях России и Беларуси. В данном атласе будет отражено современное состояние и прогноз на период до 2030 года радиоактивного загрязнения территорий субъектов РФ и РБ в разрезе административно-территориальных образований различного уровня, а также состояние и прогноз радиоактивного загрязнения земель лесного фонда и сельскохозяйственных земель. - Мероприятия совместных чернобыльских программ финансируются из бюджета Союзного государства. Распределение средств между российской и белорусской сторонами осуществляется в равных долях. Так, общий объем финансирования предыдущей программы предусматривался в объеме 980 млн. российских рублей. Какова потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий третьей программы? - Она определена в объеме 1,2 млрд. российских рублей - по 600 млн. каждой стороне. В соответствии с планом работы Совета Министров Союзного государства, в июне нынешнего года будет рассмотрена концепция данной программы. Предполагается, что проект самой программы будет представлен на рассмотрение Союзного Совмина в сентябре 2006 года. Есть надежда, что ее реализация начнется уже в нынешнем году. Елена ПРУС, БЕЛТА. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Актуальное интервью СОЮЗНОЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ПРЕОДОЛЕНИЕ И СОЗИДАНИЕ Преодоление последствий чернобыльской катастрофы - важнейшее направление... |
|