Первоочередное внимание нужно уделять психологической защите человека от последствий Чернобыля. 21.by

Первоочередное внимание нужно уделять психологической защите человека от последствий Чернобыля

01.03.2010 16:17 — Новости Общества | БелТА  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: БелТА

Актуальное интервью

ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СИНДРОМ: "ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ" И МЕТОДЫ "ЛЕЧЕНИЯ"

Авария на Чернобыльской АЭС - не только крупнейшая техногенная, экологическая катастрофа. Она вызвала к жизни огромное по масштабам и длительности социально-психологическое воздействие на людей. В настоящее время наиболее серьезной проблемой, порожденной катастрофой, "представляются ее последствия для психического здоровья", с тревогой проконстатировано на Чернобыльском форуме ООН в сентябре прошлого года в Вене. Массовые психологические расстройства, вызванные радиационным воздействием на людей и его последствиями, оказали мощное влияние на индивидуальное и общественное сознание, на повседневное поведение сотен тысяч людей. У многих из них сформировалась "психология жертвы". Это находит реальное воплощение в своеобразной "социально-психологической зависимости", лишающей человека и целые социальные группы населения жизненной активности и инициативы, подталкивающей к пассивному ожиданию будущего, которое нередко представляется в мрачных красках.

О социальной-психологических последствиях радиационного воздействия и путях их преодоления - в беседе корреспондента БЕЛТА с академиком Национальной академии наук Беларуси, доктором философских наук, профессором, почетным директором Института социологии НАН Беларуси Евгением Бабосовым.

- Евгений Михайлович, чем объясняется распространение среди пострадавшего от аварии на ЧАЭС населения длительных социально-психологических расстройств?

- Нарушился не только привычный образ жизни людей - произошла ломка жизненных установок и ценностных ориентаций. Негативное влияние оказали вынужденный разрыв устоявшихся социальных связей и столь же вынужденное изменение традиционного образа жизни. Необходимость каждодневно придерживаться различных ограничений очень тяжело переживают не только те, кто остался на загрязненных радионуклидами территориях, но и те, кто переселился на новое место жительства. Люди постоянно переживают за собственное здоровье, а особенно - за здоровье детей. Так, например, возникающие проблемы со здоровьем объясняют повышенным уровнем радиации 87,5% респондентов, опрошенных в октябре 2005 года в Хойникском районе, и 55,6% - в Брагинском.

Чернобыльский синдром буквально сотрясает сознание людей, в первую очередь, женщин. Тревожный тип поведения встречается у них почти в 2,5 раза чаще, чем у мужчин. И это оказывает сильное негативное психологическое воздействие на детей, поскольку они чаще и острее ощущают и воспроизводят тревожное состояние и переживания матерей и бабушек.

Социально-психологическая неустойчивость людей резко повышает восприимчивость к слухам. Как результат, восприятие действительности доходит до драматического накала. Здесь уже главную роль играет не сама радиация и порождаемые ею опасности, а ее психологическое восприятие. Именно это восприятие, приобретающее характер почти мистического страха, обеспечило чернобыльской катастрофе непомерно большую психологическую роль.

Институт социологии НАН Беларуси фактически с первых дней после катастрофы на ЧАЭС начал исследовать ее последствия в различных сферах. Таким образом, накоплена обширная сравнительная база, позволяющая делать обоснованные выводы. Несомненно, за 20 лет произошли значительные изменения к лучшему в социально-экономической ситуации. Но адекватного положительного сдвига в психологическом состоянии людей не наблюдается. Значительная часть из них испытывает мощнейший, пролонгированный в течение двух десятилетий психологический стресс. Это тот черный след, который оставил нам Чернобыль...

Фактически мы имеем дело с "укоренившимся" посттравматическим стрессом, чрезвычайно угнетающим психическое состояние очень многих людей.

- В чем заключаются специфические особенности социально-психологических последствий чернобыльской катастрофы?

- Как свидетельствуют результаты исследований, проведенных белорусскими социологами и социальными психологами, а также их российскими и украинскими коллегами, наряду с типичными психическими расстройствами, общими для пострадавших от различных бедствий и катастроф, у огромного количества людей, подвергшихся радиационному воздействию, возникают специфические психогенные расстройства хронического типа.

Их своеобразие заключается в том, что посттравматический социо-радиоэкологический стресс характеризуется необычайной устойчивостью, длительностью (он не завершается, как в других экстремальных ситуациях, в течение нескольких дней или месяцев, а существует в течение уже двух десятилетий). Тревожный тип поведения, обусловленный наличием такого стресса, встречается чаще и протекает острее у женщин, чем у мужчин, у людей старшего поколения, чем у представителей младших возрастных категорий, у людей с высшим образованием, чем у тех, кто его не имеет.

- А можно ли сопоставить распространимость стрессовых нарушений при различных типах экстремальных ситуаций?

- Объемы распространенности психопатологических расстройств, возникающих в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф, колеблются в широких пределах: от 10% среди жертв торнадо и наводнений до 75% среди пострадавших от самых разрушительных землетрясений.

В результате же проведенного московскими психиатрами исследования жителей Могилевской области, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения в течение 4 лет после аварии на ЧАЭС, выяснилось, что различными неврозами, неврозоподобными проявлениями и психопатологическими расстройствами страдали 95%. И только у 5% отсутствовала психическая патология...

- Каковы основные результаты проведенных в 2005 году комплексных социологических и социально-психологических исследований?

- В Брагинском и Хойникском районах, сильно пострадавших от радиации, соответственно 39,3% и 33% опрошенных думают о радиации вопреки своей воле. При этом 33,3% и 24% обследованных стремятся избегать всего, что могло бы напоминать о радиации, однако далеко не всегда им это удается. Характерно, что, по признанию 26,9% опрошенных в Брагинском районе, мысли о радиации как бы внезапно возникают в сознании людей. 22,2% опрошенных в том же районе признаются, что некоторые окружающие их вещи заставляют все время думать о радиации. Почти столько же людей утверждают, что не могут спокойно спать по ночам (кстати, это является общепризнанным проявлением стрессовых состояний). Почти половина опрошенных в Брагинском районе ощущает нечто вроде оцепенения от переживаний, связанных с радиацией. Значительная часть обследованных людей утверждают, что их буквально захлестывают переживания, связанные с радиацией (в Брагинском районе такие суждения высказывают 39,8%, а в Хойникском - 21,5% от общего количества опрошенных). Большинство людей стремятся вытеснить чернобыльскую катастрофу из своих эмоций и сознания. Поэтому 40,7% опрошенных в Брагинском районе и 34,6% - в Хойникском стремятся ни с кем не говорить о радиации, чтобы не травмировать психически ни себя, ни своих собеседников.

Медицинские и демографические последствия чернобыльской катастрофы, вызванное ею радиоактивное загрязнение окружающей среды и продуктов питания мужчины и женщины оценивают одинаково - считают эти последствия наиболее серьезными. Однако в оценках психологических последствий катастрофы и законов, касающихся реабилитации населения и территорий, существует значительная дифференциация "по полу". В том же Брагинском районе женщины в 1,3 раза больше, чем мужчины, озабочены психологическими последствиями катастрофы (социальное безразличие, восприятие себя как жертвы, страхи, связанные с последствиями радиации и др.). Что же касается страхов, обусловленных радиацией, то в этом отношении подверженность женщин психологической тревожности оказывается в данном районе вдвое выше, чем мужчин (соответственно 50% и 25%). Среди тех, кто не сумел адаптироваться к условиям проживания на загрязненных радионуклидами территориях, женщин оказалось в 2,5 раза меньше, чем мужчин (соответственно 8,3% и 3,3% от общего количества опрошенных).

Страхи, связанные с радиацией, испытывает каждый второй в возрасте 19-25 лет. Среди людей в возрасте 41-50 лет такие страхи выражены гораздо слабее (эти люди лучше адаптировались к проживанию в экстремальной ситуации) и проявляются у 37,9% от общего количества опрошенных. Еще меньше они выражены в возрастной группе 51-60 лет (25%). А что касается наиболее пожилых людей (старше 60 лет), то, по их самооценке, они вообще таких страхов не испытывают.

- Основные тревоги жителей радиоактивно загрязненных районов связаны с состоянием здоровья. Насколько они обоснованны?

- Субъективная самооценка своего здоровья существенно расходится с клинически установленными объективными показателями реального психосоматического состояния.

В результате таких расхождений более трети респондентов испытывают сомнения относительно того, правильно ли медицинские работники диагностируют их социально-психологическое и соматическое состояния. Так, например, в Брагинском районе каждый третий из опрошенных полагает, что он серьезно болен, хотя врачи уверяют его в обратном. Еще большее количество таких самооценок, расходящихся с заключениями врачей, выявлено среди опрошенных в Хойникском районе - свыше 40%. Это свидетельствует о том, что до сих пор значительная часть жителей пострадавших от радиации районов испытывает на себе гнетущее и беспокоящее их психику давление постчернобыльского стресса.

Следует отметить, что, приписывая радиации и ее последствиям свои разнообразные недомогания, в том числе и никоим образом не связанные с радиационным фактором, многие жители загрязненных районов пренебрегают правилами безопасной жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Речь идет в данном случае не только о риске, связанном с поглощением значительных доз облучения, например, при потреблении ягод и грибов, мяса диких животных, но и о злоупотреблении табаком и алкоголем. Нельзя не сказать в связи с этим, что более 97% опрошенных в загрязненных районах Гомельщины и Брестчины обеспокоены пьянством, в том числе 68,6% - в сильной степени. Эти и другие факты повседневной жизни, наслаиваясь на тревожные состояния, порожденные сохраняющимся радиоактивным загрязнением местности, поддерживают в пролонгированном состоянии массовый посттравматический стрессовый синдром.

И все же сопоставление результатов социологических и социально-психологических исследований, проведенных в 2005 году, с результатами прежних исследований позволяет с уверенностью утверждать, что на протяжении последних пяти лет в психологическом состоянии большинства людей, проживающих на загрязненных территориях, произошли значительные положительные изменения. Подавляющее большинство жителей радиоактивно загрязненных районов Беларуси постепенно избавляются от угнетающего человека и парализующего его сознание и волю ощущения "психологической жертвы катастрофы".

- Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринимать для того, чтобы преодолеть этот синдром Чернобыля?

- Необходима целенаправленная, комплексная психолого-терапевтическая и восстановительная деятельность по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, следует расширить сферу, а главное - повысить эффективность специализированной социально-психологической и психотерапевтической помощи людям, испытавшим на себе негативное влияние радиационного воздействия. В системе контрмер приоритетное значение должно быть придано социально-психологической реабилитации населения, пострадавшего от катастрофы.

Второе направление включает в себя разработку и активное применение на практике эффективных моделей целенаправленного психотерапевтического воздействия на различные группы населения. Это приведет к резкому уменьшению количества и интенсивности психосоциальных ран. Нуждается в исправлении сложившаяся информационная ситуация, которую нельзя признать удовлетворительной. Необходимо более активное и целенаправленное информирование о возможностях, способах и путях обеспечения безопасного проживания на загрязненных территориях, более широкое вовлечение самих пострадавших от радиации в систему социально-реабилитационных мероприятий, оказание медицинской психотерапевтической помощи.

Третье направление состоит в конкретизации путей и методов социально-психологического воздействия на людей в зависимости от социально-демографических особенностей. Так, в отношении ликвидаторов следует сосредоточить особое внимание на преодолении постоянно переживаемого чувства психического и социального дискомфорта, социальной незащищенности и несправедливости, ставшего у них доминантой восприятия действительности, всех оценок и самооценок. В отношении детей и подростков, составляющих одну из самых психически уязвимых групп людей, основной упор следует сделать на формировании способности самоидентификации, ответственности за свои поступки, на преодолении страхов и тревожных ожиданий, связанных с неуверенностью в будущем. В работе с родителями (как оставшимися проживать на загрязненных территориях, так и переселившимися в экологически чистые районы) необходимо акцентировать внимание на возрождении психологически благоприятных семейных отношений, оптимизации внутрисемейного общения, формировании умения и навыков воспитания у детей активной жизненной позиции, ответственности за выбор самостоятельного жизненного пути.

Органам власти и управления следует также проводить более активную, целенаправленную и систематическую работу с той довольно обширной группой людей, которые в силу ряда причин (возрастных, личностно-психологических, состояния здоровья и т.п.) не смогли адаптироваться к экстремальной ситуации постчернобыльского развития.

Необходимо укрепление делового сотрудничества местных органов власти, руководителей организаций и предприятий со священнослужителями. Ведь они, проповедуя церковное вероучение, учат людей смотреть на сегодняшний мир глазами вечности и несут им сокровищницу непреходящих духовно-нравственных ценностей, помогающих человеку осознать важность человеколюбия, милосердия, сострадания к невзгодам других людей, стремление помочь им выбраться из состояния психологической тревожности и неустойчивости.

Очень важно формировать у населения, прежде всего у детей и молодежи, активную посткатастрофную культуру, ориентирующую человека на формирование активных жизненных установок и позиций. В связи с этим деятельность местных органов власти и самоуправления, учебных заведений, учреждений культуры, молодежных организаций должна быть ориентирована на культивирование прагматических начал, деловой целеустремленности и активности, которые созвучны потребностям становления в Беларуси социально ориентированной рыночной экономики и демократического гражданского общества.

Таким образом, на современном этапе первоочередное внимание нужно уделять психологической защите человека от последствий Чернобыля. Пришло время перейти от реабилитации территорий к социально-психологической реабилитации личности. Это "вписывается" в стратегию обеспечения социально-экономического и духовно-психологического развития чернобыльских регионов, приоритетом которого является повышение качества жизни людей.

Елена ПРУС,
БЕЛТА.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Актуальное интервью ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СИНДРОМ: "ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ" И МЕТОДЫ "ЛЕЧЕНИЯ" Авария на Чернобыльской АЭС - не только крупнейшая техногенная, экологическая...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика