Коляда - лучшее время для исполнения пожеланий счастья, богатства и хорошего урожая
20.04.2010 04:26
—
Новости Общества
| БелТА
Источник материала: БелТА 6 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Колядные праздники - лучшее время для исполнения пожеланий счастья, богатства и хорошего урожая. Считается, что этот период также наиболее благоприятен для предсказаний судьбы и, в частности, замужества. В странах, где распространено христианство, на протяжении многих веков гадали в течение всех 12 святочных дней. Вечера первой половины святок - с 7 по 13 января - называются "святыми", а второй - с 14 по 19 января - "страшными".Традиция колядных предсказаний пришла из глубины веков. С распространением христианства на землях восточных славян церковные и языческие обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества Христова (по календарю православной конфессии - 7 января). Наши предки придерживались хронологического календаря, согласно которому Коляду отмечали в день зимнего солнцестояния - 25 декабря. Новогодние святки длились до праздника Туриц зимних (6 января), который посвящен славянскому быкоподобному богу Туру - покровителю скота, игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти (недаром в "Слове о полку Игореве" употребляется эпитет "буй-тур"). Белорусы считали, что в эти дни природа способствует наиболее правдивым и исполняемым предсказаниям. Они верили, что собранный в этот период снег отбеливает холстины, а если бросить его в колодец, то он сохранит воду на весь год. Для колядных забав парни и девушки заранее готовили маски зверей и птиц, соответствующие одеяния. С шутками-прибаутками они обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни (колядки), зажигали священные костры. Основная цель колядования, символом которого впоследствии стала звезда, - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Хозяева щедро одаривали гостей выпечкой и сладостями. Элементы этого древнего обряда распространены во многих белорусских деревнях и в наше время. Традиционные персонажи Коляды - барыня, горничная, цыгане, нищий, медведь, лошадь, коза, журавль, Баба-Яга, черт, смерть с косой. Участник праздничных обходов как бы освобождался от предписываемых норм поведения в обычное время. "Цыганки" предсказывали желающим "судьбу" по картам или по ладоням, "знахарки" предлагали свои врачебные услуги. Доверчивых обливали в шутку водою из бутылок, которые якобы содержали пиявки. Все, кто принимал участие в гуляниях, как правило, на Крещение окунались в проруби, чтобы смыть грех. К Колядам готовились с особым усердием. В деревнях жгли костры, полагая, что в рождественскую ночь усопшие родные приходят обогреваться, а от огня народится хорошее жито. Вся семья выходила во двор и стояла вокруг костра в молчании. "Новым огнем", который старики высекали кремнем, сжигали дубовую колоду и дымом окуривали жилище - от нечистой силы и дурного глаза. Хозяйка дома палила шерстинку на "новом огне" в знак удлинения дня "на волос". Непременно мылись в банях или печах, надевали чистые одежды. Женщины перемывали всю посуду (треснутую выбрасывали), надраивали полы, прибирали в избе, хлеву и амбаре. Стол накрывался "христовской" скатертью, часто его устилали соломой и сеном - в напоминание о яслях, в которые был положен Младенец. Под образами ставили необмолоченный сноп ржи. Во второй день святок обычно посещали больных, третий - сирот, четвертый - заключенных. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников. На святках, как и в течение поста, священнослужители не совершают бракосочетаний. Но поскольку рождественский пост заканчивался, начинались "ярмарки невест". Во время колядных гуляний юноши и девушки находили себе пару. Религиозная обрядовость деревенского сочельника носила аграрный характер. Так, во время первого торжественного ужина - великой кутьи - дети забирались под стол и подражали голосу цыпленка - чтобы в будущем году хорошо водились куры. Глава семейства выходил в сени и кричал: "Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!". Считалось, что этим призывом можно умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба. Последнюю оставшуюся ложку каши бросали в потолок, примечая по количеству прилипшего, как будут роиться пчелы будущим летом. Гадать было принято в темном пустом помещении, у колодца, на развилке дорог с полуночи до трех часов ночи. По поверьям, именно в это время на земле правит темная колдовская сила, покровительствующая предсказаниям и ворожбе. Чтобы не вошла в жилище нечистая сила или недобрый человек, люди помечали крестами окна и двери. Если старшее поколение волновал в основном прогноз на будущий урожай, то молодых занимали брачные отношения. В частности, узнать о суженом-ряженом девушки пытались по воде из двенадцати колодцев, воску, олову, кольцам, огню лучины, курам, яйцам, собачьему лаю, а также по внутренностям и шкурам животных, шагу лошадей, хрюканью свиней, бобам, бросанию башмаков, зеркалам и свечам, сновидениям, ветрам на распутьях, у бани. Ходили "слушать" за деревню на перекресток дорог: в какой стороне залает собака - туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если хозяева дома ругаются - в плохой дом войдешь, смеются - в хороший. Повсеместно было распространено гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу или столе щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем смотрели, что петух начнет клевать в первую очередь: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы-суженый будет портной, золу - табачник, уголь - к вечному девичеству, монетки - к деньгам, если петух клюнет зеркало - муж будет щеголем, если начнет пить воду - быть мужу пьяницей. По поверьям, во время святок ни в коем случае нельзя отдавать долги - чтобы потом весь год не расплачиваться. Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым. Ложась спать, девицы под подушку клали расческу, приговаривая: "Суженый, ряженый! Причеши мне голову!". Кто приснится, тот и будет мужем. Кроме того, белорусы примечали погодные условия в каждый из 12 дней святок. Погода в первый день святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй - в феврале и так далее. Еще один способ предсказаний - разрезанная на 12 долек (по количеству месяцев) луковица. Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими. По приметам, если в Сочельник небо звездное - к богатому приплоду скота, к грибам и ягодам, урожаю на горох и чечевицу. Если перед Колядами выпадет иней - ожидается грибное лето. На Рождество Христово мороз и метель - на Пасху будет тепло и безветрено. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
6 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Колядные праздники - лучшее время для исполнения пожеланий счастья, богатства и хорошего урожая. Считается, что этот период также...
|
|