К 65-летию освобождения Беларуси. Последний этап рельсовой войны. 21.by

К 65-летию освобождения Беларуси. Последний этап рельсовой войны

30.04.2010 21:00 — Новости Общества | БелТА  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: БелТА

Последний этап рельсовой войны

Партизанским соединениям Беларуси 8 июня 1944 года было направлено письмо секретаря ЦК КП(б)Б П.Пономаренко о проведении третьего этапа рельсовой войны.

Письмо секретаря ЦК КП(б)Б П.Пономаренко

Противник, используя затишье на советско-германском фронте, усилил перевозки живой силы, техники по железным дорогам.
С целью срыва вражеских перевозок приказываю:
1. Всеми силами соединения провести массовое разрушение рельсов методом рельсовой войны.
2. К подготовке операции приступить немедленно, сохраняя ее в строжайшей тайне.
Наносить непрерывные удары, добиваясь полного срыва перевозок противника. Дополнительные указания давать не буду, действовать самостоятельно. О ходе операции доносить немедленно.

Рельсовая война - такое условное название получили операции советских партизан, целью которых было одновременное массовое разрушение железнодорожных коммуникаций врага и дезорганизация военных перевозок. Они проводились народными мстителями накануне или во время наступлений Красной Армии на фронтах.

В Беларуси рельсовая война проходила в три этапа. Первый начался в ночь на 3 августа 1943 года, когда около 74 тыс. партизан нанесли мощный удар по коммуникациям врага во время контрнаступления советских войск под Курском. Продолжался он до середины августа. Второй этап под условным названием "Концерт" проводился с 19 сентября до начала ноября 1943 года - в первый период освобождения Беларуси. Заключительный этап был назначен накануне операции "Багратион".

Перед партизанами Беларуси была поставлена конкретная задача - взорвать 48,1 тыс. рельсов на важнейших участках железной дороги. Началась активная подготовка. С Большой земли перебрасывались оружие и боеприпасы. Народным мстителям самолетами было доставлено 52 т тола, 110,6 тыс.м бикфордова и детонирующего шнура, 198,5 тыс. капсюлей-детонаторов. Подрывному делу был обучен практически весь личный состав партизанских формирований.

Из отчета командования партизанской бригады "Чекист" Могилевской области о разрушении железнодорожного хозяйства на железной дороге Москва-Минск

По получении приказа генерал-лейтенанта Пономаренко о проведении одновременного налета на железную дорогу с задачей разрушения всего железнодорожного хозяйства - рельсов, водокачек, будок - все отряды приступили к подготовке операции. Отряды были отозваны из Шкловского, Толочинского, Круглянского районов действий. Участок для проведения операции был отведен для бригады на железной дороге Минск-Москва, перегоне Славное-Троцилово. Отряды приступили к подготовке личного состава по подрывному делу - обучению правильному обращению с толом, капсюлями, бикфордовым шнуром и методам взрыва рельсов; каждый отряд получил участок железной дороги для проведения операции.
Отряды после этого выслали по отделению для разведки отведенных участков, которым была поставлена задача: разведать систему охраны железной дороги, расположение бункеров, гарнизонов и их численный состав, тщательно изучить местность и наиболее удобные подходы к железной дороге. Для ведения разведки и получения более точных данных были привлечены диверсионные группы, работающие на этом участке/Памяць.Талачынскі р-н/.

Как и наступление на белорусских фронтах, подготовка к этой грандиозной партизанской операции проходила при соблюдении строжайшей секретности.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Последний этап рельсовой войны Партизанским соединениям Беларуси 8 июня 1944 года было направлено письмо секретаря ЦК КП(б)Б П.Пономаренко о проведении третьего...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика