В Беларуси одновременно говорят о стабильности пенсионной системы и о настоятельной необходимости ее реформы. Если раньше поколение работающих кормило пенсионеров, то теперь трудоспособная часть общества не может прокормить и себя. Тем временем расходы Фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов в этом году сокращены на 1,5 трлн рублей.
В Министерстве труда и социальной
защиты разрабатывается пакет законопроектов,
предусматривающих структурные изменения в пенсионной
системе. Документы должны быть представлены в
правительство в декабре текущего года.
-- Пакет законопроектов предусматривает в том числе
переход к исчислению пенсий из объема пенсионных взносов
работника (введение условно-накопительных счетов). Эта
мера направлена на совершенствование национальной
пенсионной системы, -- цитирует БЕЛТА замминистра труда и
социальной защиты Валентину Королеву. Суть предложений
Минтруда -- регистрация взносов в каком-либо фонде на
индивидуальном лицевом счете работника. Однако эти взносы
не являются реальными деньгами. Кроме того, в Беларуси
уже существует система персонифицированного учета
работающих граждан, частично выполняющая функцию
условно-накопительной системы.
Выходит, механизм финансирования пенсий особо не
меняется. А условные деньги, между тем, в период перемен
и кризисов становятся весьма уязвимыми.
С точки зрения независимого эксперта, бывшего министра
труда Александра Соснова, предложения чиновников -- лишь
заявление о намерениях, в то время как давно назрела
необходимость реформ в экономике и пенсионной системе.
-- Речь пока идет о перекладывании средств из одного
кармана в другой. Главный вопрос сегодня -- хватает ли
средств в Фонде социальной защиты. Скорее всего, он
испытывает не лучшие времена. Большие проблемы у
экономики, деньги брать неоткуда. У многих предприятий
нет средств на выплату зарплаты, -- констатирует
эксперт.
В этом году расходы Фонда социальной защиты населения с
учетом ожидаемых доходов сокращены на 1,5 трлн
рублей.
Действующий в Беларуси пенсионный тариф -- один из самых
высоких на постсоветском пространстве. Но снизить
страховую нагрузку более радикальным образом не
представляется возможным, поскольку из собираемых взносов
финансируются пенсии практически четверти населения
страны. А в ближайшие годы ожидается приток получателей в
пенсионную систему.
Беларусь уже более 15 лет живет в условиях депопуляции.
Однако при уменьшении общей численности населения
экономика пока не испытала негативных последствий этого
процесса. И только потому, что в течение названного
периода росли численность и доля трудоспособного
населения. Все изменилось в 2008 году, когда число лиц
трудоспособного возраста начало сокращаться. Этот процесс
будет длиться не менее 15-20 лет.
Валентина Королева сообщила также, что в рамках работы по
совершенствованию национальной пенсионной системы
прорабатываются подходы к перераспределению обязательной
страховой нагрузки между работодателем и работником. Над
этим сейчас работает межведомственная группа в составе
представителей министерств труда и соцзащиты, финансов,
по налогам и сборам, экономики.
-- Перераспределение страховой нагрузки между
работодателем и работником будет способствовать не только
снижению экономической нагрузки на работодателя, но и в
целом повышению рейтинга Беларуси в сфере ведения
бизнеса, -- считает замминистра труда.
В свою очередь, Александр Соснов замечает:
-- Они стыдливо намекают, что надо установить связь между
размером взносов и будущей пенсией. Сейчас пенсионные
отчисления формируются следующим образом -- из зарплаты
работника вычитается 1%, а наниматель из своих средств
отчисляет 29% фонда заработной платы. Будет ли это
действительно накопительная система, трудно сказать. А
увеличение налогов для населения -- мера всегда
непопулярная.
Между тем, для действенной накопительной системы нужны
так называемые "длинные деньги". Это означает, что часть
средств, оставленных в фонде, не "проедается", а
работает, растет. Для этого требуются структурные
изменения в экономике страны.
Александр Соснов отмечает -- если раньше поколение
работающих кормило пенсионеров, теперь трудоспособная
часть общества себя не может прокормить.
-- Нерентабельность производства, не проведенные вовремя
реформы теперь дают горькие плоды, -- говорит бывший
министр труда.
Эксперт не видит однозначного решения проблемы.
-- Существует, например, даже такое мнение, что надо
отменить пенсию, чтобы решить демографическую проблему,
-- говорит Александр Соснов. -- Это означает, что люди
будут вынуждены заводить много детей, чтобы иметь в
старости надежду на достойную жизнь. В конце концов,
государственные пенсии платили не всегда. Им чуть более
50 лет. Во многих странах нет и теперь пенсий, как
например, на Ближнем востоке. Брошенных стариков там
также практически нет.
Действительно, Закон о государственных пенсиях появился в
СССР в 1956 году и расширил круг лиц, имеющих право на
пенсию. Колхозникам стали платить пенсию только с 1964
года.
На зависимость стабильности работы пенсионной системы и
числа работников указывала ранее "Завтра твоей страны"
начальник отдела развития пенсионной системы Министерства
труда и социальной защиты Татьяна Погонышева:
-- Если работников очень мало, то совершенно не важно,
сколько у вас денег. Если не будет никого, кто бы
создавал ВВП, вы просто погибнете во мраке и холоде,
сколько бы денег на руках у вас не было.
-- Пенсия -- это хорошо, но необязательно, считает
Александр Соснов. -- Если человек получает достойную
зарплату, чтобы часть ее откладывать в каких-то фондах
или на банковских счетах, он сможет обойтись и без
пенсии. Для этого, правда, он должен уметь принимать
самостоятельные решения, в том числе финансовые.
Экономист исследовательского центра Института
приватизации и менеджмента (ИПМ) Александр Чубрик
убежден, что любом случае необходимо вводить второй
уровень пенсионной системы, когда человек в течение
трудовой жизни отчисляет средства на свою будущую пенсию.
-- Эти деньги работают, соответственно, затем из этих
сбережений платится пенсия, -- поясняет Александр Чубрик.
Повышение возраста, о котором в последнее время тоже
часто говорят в Беларуси -- лишь откладывает решение
проблемы. По мнению экспертов "Завтра твоей страны", эта
мера является эффективной, если происходит одновременно с
введением системы обязательного пенсионного накопления.
Если повышается пенсионный возраст, и работает
накопительная система, получается, что количество
нынешних пенсионеров уменьшается. Это "разгружает"
пенсионный фонд.
По такому пути: накопительная пенсия вместе с повышением
пенсионного возраста пошли страны Центральной и Восточной
Европы и Балтии. При этом пенсионная реформа проводилась
параллельно с реформами в других сферах экономики, в
частности, финансового рынка. Пока же начисление пенсий в
Беларуси носит распределительный характер и в
определенной степени уравнивает пенсионеров. Материальное
неравенство среди них гораздо меньше, чем среди
работающих людей.
Во всем мире нет абсолютно однозначных доводов в пользу
накопительной или солидарной пенсионной системы. У каждой
из них есть преимуществ и недостатки. Основное
достоинство накопительной системы заключается в том, что
огромные суммы денег привлекаются для развития
национальной экономики, потому что эти деньги
инвестируются в национальное развитие. Это то, что
наблюдалось в Латинской Америке, в Чили, которая первой
ввела принципы накопительной пенсионной системы еще в
1970-е годы.
Но для стран СНГ в этом случае, по мнению координатора по
вопросам старения Департамента по экономическим и
социальным вопросам штаб-квартиры ООН Александра
Сидоренко, есть одно очень серьезное осложнение - рынок
финансовых бумаг здесь практически не развит, не
существует канала инвестирования этих денег в
национальную экономику, не говоря уже о том, чтобы выйти
на международный валютный рынок. Для этого необходим
очень высокий уровень интеграции экономики и финансовых
институтов в международные системы.
Справка Затвра твоей страны
На 1 июля в Беларуси различные виды пенсий получали 2
млн. 453,9 тыс. граждан. В январе-июле среднемесячный
размер пенсии по возрасту составил 408,9 тыс. рублей,
минимальный размер пенсии по возрасту - 230,8 тыс.
рублей. Реальный размер пенсии по возрасту в январе-июне
по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшился
на 1,7%, хотя в соответствии с прогнозом он должен был
увеличиться на 14%.
Средняя пенсия у мужчин в Германии - 1391 евро, у женщин
- 1115 евро, в Польше - 500 евро.
В Беларуси одновременно говорят о стабильности пенсионной системы и о настоятельной необходимости ее реформы. Если раньше поколение работающих кормило пенсионеров, то теперь трудоспособная часть общества не может прокормить и себя. Тем временем расходы Фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов в этом году сокращены на 1,5 трлн рублей.