Топ-10 ненужных норм белорусского трудового законодательства. 21.by

Топ-10 ненужных норм белорусского трудового законодательства

02.09.2009 11:25 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Ежедневник" проанализировал и составил топ-10 самых ненужных норм белорусского трудового законодательства.

С 1 сентября вступила в действие новая редакция Единой тарифной сетки (ЕТС). Представители Минтруда выдают ее почти как революцию в трудовом законодательстве в области исчисления заработной платы работников. Однако частный бизнес поголовно считает, что это совершенно ненужный ни для них, ни для государства правовой акт. "Ежедневник" подготовил топ-10 ненужных норм трудового законодательства, без которых прекрасно бы обошелся частный бизнес и которые ничем не помогают государству в выполнении его функций.

Итак, первое место среди бессмысленных норм трудового законодательства, как можно было догадаться, вне всякой конкуренции досталось именно ЕТС. Можно долго лазить по интернету в поисках ответа, зачем нужен этот документ, но так ничего и не найти. Можно попытаться задать этот же вопрос чиновнику из Минтруда, но…

№ 1

"ЕТС не ограничивает нанимателей в выборе форм и методов оплаты труда", - такой приблизительно ответ услышали мы, когда все-таки задали такой вопрос чиновнику.

В самом документе только сказано, что ЕТС является инструментом тарифного нормирования оплаты труда работников организаций и ИП и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Это у них там, в Европе, пришел работник к нанимателю, договорились они об условиях труда (в том числе и о заработной плате), внесли эти условия в контракт, и на этом весь процесс определения вознаграждения за труд заканчивается. У нас же в частных предприятиях благодаря ЕТС с этого все только начинается. Нанимателю мало договориться с работником о размере его вознаграждения за труд, ему еще надо подумать, как это вознаграждение официально начислить, не нарушая при этом законодательство.

В самом простом варианте это выглядит приблизительно так: наниматель утверждает у себя в организации тарифную ставку первого разряда, затем, исходя из предполагаемых трудовых обязанностей работника, определяет наименование его должности. Затем на основании наименования должности и образования работника определяет его тарифный разряд. Потом на основании этого разряда определяет тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду. Следующее действие - этот тарифный коэффициент умножается на тарифную ставку первого разряда. И только после этого наниматель получает официальный правильно исчисленный тарифный оклад работника.

Если этот оклад совпал с достигнутыми ранее договоренностями между нанимателем и работником, им несказанно повезло. Обычно происходит наоборот, и нанимателю приходится искать лазейки в законодательстве, чтобы официально начислить нужную заработную плату либо платить оставшуюся часть в конверте.

Не дай бог где-нибудь ошибиться при применении ЕТС. Завысили тарифный разряд работнику - значит, неправомерно завысили сумму расходов по оплате труда, уменьшающих налогооблагаемую базу организации со всеми вытекающими отсюда последствиями (доначисление налога на прибыль, штрафные санкции и т.д.). Установили работнику меньший разряд, чем ему положено по ЕТС, - другая беда. Считается, что таким образом наниматель нарушил трудовое законодательство и причинил вред работнику. Штраф - до 20 базовых величин. И никого не будет интересовать, что именно на такую заработную плату вы договорились.

№№ 2-3

Второе и третье места в нашем рейтинге ненужных правовых актов делят Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Первый состоит из 35 отраслевых выпусков, а второй - из 66. В этих нормативных актах определены наименования должностей и профессий, а также квалификационные требования к ним. Как указывалось выше, при приеме на работу наниматель должен в зависимости от образования работника, его стажа и других требований определить наименование должности (профессии). Законодательство требует, чтобы это наименование в точности соответствовало ЕКСД и ЕТКС.

Сам смысл того, что в кабинете сидит какой-то чиновник и придумывает наименования должностей в отраслях, о которых он понятия не имеет, наводит ужас. Тем более, когда на современном очень динамичном рынке труда иногда появляются такие профессии, о которых год назад мы и помыслить не могли. Мало того, этот же чиновник из Минтруда определяет еще и квалификационные требования к соответствующей должности: какое образование должен иметь работник, стаж, что должен знать, уметь и т.д.

Вообще-то, определение уровня квалификации работника в зависимости от его стажа, как сделано в указанных справочниках, это то же самое, что определение интеллекта человека в зависимости от его возраста. Определенная связь, конечно, существует, но только на определенном этапе и отнюдь не прямая.

Но бессмысленность требований ЕКСД даже не в этом. Дело в том, что законодательство позволяет нанимателю в качестве исключения назначать на должность работника, даже если он не соответствует предъявляемым требованиям. В том числе по стажу и образованию. Все этим активно и пользуются.

№ 4

Четвертое место мы отдали одному из пунктов Закона Республики Беларусь "О занятости населения".

Пункт 8 ч. 1 ст. 21 закона предписывает нанимателю письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования. Требуется указывать условия труда и размер оплаты. Понятно, что таким образом государство хочет обеспечить органы занятости полной информацией о вакансиях и эффективно управлять свободными трудовыми ресурсами.

Но получается с точностью до наоборот. Частный бизнес совершенно не воспринимает службу занятости как орган, способный удовлетворить их запросы на квалифицированного работника. Плюс - установленные этим же государством штрафные санкции за неуведомление службы занятости о свободной вакансии (до 100 базовых величин).

Получается результат, когда практически все кадровые службы частных предприятий обеспокоены не тем, чтобы вовремя уведомить службу занятости о вакансии, а о том, чтобы эту вакансию вовремя (в течение 14 дней после увольнения) исключить из штатного расписания.

Намного проще, эффективнее и безопаснее после увольнения работника исключить должность из штатного расписания, самостоятельно заняться поиском нового работника (либо поручить это специализированному кадровому агентству), а потом, когда новый работник найдется, снова ввести в штатное расписание эту должность.

№ 5

Пятое место по праву занимает ст. 255 Трудового кодекса, которая запрещает руководителю организации выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства. Исключение составляет только преподавательская, научная или иная творческая деятельность, а также медицинская практика.


На самом деле этот вопрос должен решать исключительно собственник организации. Если государство как самый крупный собственник в Беларуси считает, что директора не должны где-то подрабатывать по совместительству, оно может установить для них такие ограничения. Но если частник допускает такое совместительство, то какой смысл ограничивать его в праве использовать труд директора на двух, трех и более предприятиях? Особенно когда все эти предприятия принадлежат одному и тому же лицу. Это, кстати, довольно распространенная мировая практика.

№ 6

Шестое место в нашем рейтинге занимает утвержденный совместным постановлением Минтруда и Минздрава перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра.

Согласно данному документу граждане, принимаемые на такие должности, как бухгалтер, бухгалтер-ревизор, кассир, должны пройти обязательный профилактический контроль у нарколога. Понятно, зачем справку от нарколога обязан принести перед приемом на работу аппаратчик перегонки и ректификации спирта, гидролиза, коньячного производства. Однако зачем в эту компанию зачислили бухгалтеров, так никто толком и не объясняет. А ведь около 5 лет назад, когда была введена эта норма, независимая пресса вылила на правительство много сарказма. Но чиновники вынесли это стоически и оставили все как есть.

№ 7

Седьмую строчку мы отвели норме, которая вроде не из трудового, а из налогового законодательства. Но она тоже предъявляет к нанимателям абсурдные требования при заключении договоров подряда.


Данные договоры очень часто используются нанимателями, если нужно выполнить какую-то краткосрочную работу и не имеет смысла оформлять человека в штат. Так вот, согласно п. 3.19 ст. 3 Закона Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль", чтобы отнести расходы по выплате вознаграждений физическим лицам по гражданско-правовым договорам на затраты и уменьшить налогооблагаемую базу, вознаграждение подрядчика должно определяться исходя из сметы на выполнение этих работ.

То есть нельзя просто договориться с программистом, чтобы он за 100 тыс. рублей официально по договору сделал на сайте какой-то дополнительный сервис. Надо, чтобы эта сумма была прописана в смете. А смета - это сводный документ, отражающий, из чего формируется стоимость работ. А из чего может формироваться стоимость работ программиста, который будет использовать для работы оборудование и офис заказчика?

Уверены, что этот вопрос поставит в абсолютный тупик всех чиновников, участвовавших в разработке этого документа. Так же, как и такой вопрос: в чем заключается правоохранительная функция данного требования?

Но самое забавное, что эту смету, которую составит не каждый юрист и экономист, исходя из требований законодательства должен составлять сам подрядчик (работник). Мечтаем хотя бы одного разработчика этой нормы поставить в ситуацию, когда нужно потребовать от уборщицы предоставить смету на уборку офиса.

№ 8

Почетное восьмое место в нашем рейтинге мы отвели сравнительно свежему нормативному акту. Это Указ президента № 49 от 23 января 2009 г. "О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году".


Данный документ, с одной стороны, является довольно прогрессивным, но с другой стороны, свидетельствует о том, что те, кто занимается у нас в стране либерализацией, не способны преодолеть свои закостенелые стереотипы. Напомним, что этим указом нанимателю предоставлено право устанавливать особые персональные условия оплаты труда руководителям и специалистам маркетинговых, логистических, внешнеэкономических и иных структурных подразделений коммерческих организаций, обеспечивающих поступление валютной выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг). То есть наниматель может не применять пресловутую ЕТС и установить любой оклад данным сотрудникам. Понятно, что это было сделано для разгрузки затоваренных складов. И этим нормативным актом власть фактически признала, что свободное установление нанимателем и работником условий оплаты труда более эффективно и способствует росту производительности труда. Но разработчики документа не смогли отказаться от полного регулирования и установили чисто формальное и бесполезное требование: эти не ограниченные размером и освобожденные от ЕТС должностные оклады должны исчисляться в кратных размерах к тарифной ставке первого разряда, действующей в коммерческой организации. Это приблизительно то же самое, как если бы правительство полностью отменило регулирование цен, но при этом обязало продавцов формировать цены в кратных размерах от утвержденной правительством базовой величины. Представляете, приходите вы в магазин, а там буханка хлеба стоит не 1500 рублей, а 0,043 размера базовой величины.

№ 9

Скромную девятую строчку рейтинга мы отвели норме, которая больших препятствий бизнесу не делает, но все же мешает эффективно распоряжаться трудовыми ресурсами.

Это ст. 166 Трудового кодекса. Речь идет о запрете (кроме нескольких исключений) предоставлять трудовой отпуск работнику до отработки им 6 месяцев. И в бизнесе, и в жизни у людей бывают всякие ситуации, когда возникает необходимость взять отпуск раньше 6 месяцев. Поэтому в юридической литературе уже высказывалось вполне обоснованное предложение заменить запрет на право нанимателя не предоставлять работнику трудовой отпуск до отработки им шести месяцев.

№ 10

И, наконец, на последнее десятое место взгромоздилось установленное правительством ограничение по заработной плате руководителей предприятий. Речь идет о п. 2 постановления Совета Министров Беларуси от 25 июля 2002 г. № 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности".


Согласно данной норме коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации (независимо от формы собственности) и средней заработной платы по организации в целом рассчитывается нарастающим итогом с начала года и не может превышать 5,0 (еще совсем недавно коэффициент был равен 4,0. - А.С.). Таким образом, наше социально ориентированное государство попыталось директивно установить социальную справедливость, но не получилось. В любом случае, вопрос оплаты труда руководителя должен решать нанимающий его собственник. Если государство считает возможным установить такое ограничение своим директорам, оно имеет право это сделать. Однако самое забавное, что для госпредприятий установлена возможность увеличения этого коэффициента для руководителей предприятий, "имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, основной целью которых является социально-трудовая реабилитация инвалидов".

А для частников даже такой возможности не предусмотрели. Неужели государству лучше от того, что часть зарплаты директорского корпуса частных организаций выплачивается в конвертах?

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Итак, первое место среди бессмысленных норм трудового законодательства, как можно было догадаться, вне всякой конкуренции досталось именно ЕТС.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика