Ставропольский край знаком, конечно, читателям «СБ». Им руководил Михаил Горбачев, прежде чем стать генсеком и президентом СССР. Здесь живет Андрей Разин, ныне бизнесмен и политик, основатель нашумевшей в 90–е группы «Ласковый май», чью реинкарнацию сейчас рекламирует телевидение.
Несколько лет назад в статье «Город креста и «желтого дьявола» газета поведала о бурном развитии Ставрополя со всеми признаками дикого капитализма. Осенью 2005–го губернатор Александр Черногоров в интервью «Нас многое роднит» рассказал о сотрудничестве региона с нашей страной. В 2008–м его сменил действующий губернатор выходец из Беларуси Валерий Гаевский.
Край наряду с Краснодарским — одна из главных житниц России. Это нам наиболее интересно, так как предполагает большую потребность в тракторах. Присутствовать на местном рынке — это фактически конкурировать на мировом. Какую репутацию имеют здесь наши товары? На вопрос ответят менеджер мебельного магазина, директор автопредприятия и глава Торгово–промышленной палаты. Не все из сказанного ими нам приятно будет узнать.
Выбираем белорусское
Количество рекламы — невообразимо. Представлено (как правило, известными торговыми марками) все, что есть в мире самого лучшего и дорогого. Но тут и там видишь слова «белорусская», «белорусское», «белорусский» в разных сочетаниях: мужская и женская одежда, мебель, белье, косметика, трикотаж... Никакая другая страна, близкая или дальняя, такой привилегии не имеет. Белорусское — само по себе знак, брэнд, и это о многом говорит! Вся торговля — частная. Принудить ее к выбору нельзя.
Вот мебельный бутик «Олигарх». Красноречивы и название, и рекламный слоган: «Монополия роскоши!» Но рядом с ним — «Белорусская мебель». Торговые площади не меньше: целый этаж. Хотя, как пояснила начальник коммерческого отдела Виктория Алдошина, магазин работает лишь с тремя нашими производителями: «Молодечномебель», «Пинскдрев», Вилейская мебельная фабрика.
Магазин ориентирован на средний класс, торгует и продукцией итальянской, индонезийской, китайской... Но три наших фабрики, по словам менеджера, уже 10 лет заполняют всю потребительскую нишу: мебелью кухонной и детской, спальной и офисной, корпусной и мягкой, стандартной и дорогой, «эксклюзивной».
Есть ли, спрашиваю, проблемы? «Нет проблем! — «Что–либо отличает белорусских менеджеров от прочих? Может быть, консерватизм?» — «Нет. Наоборот! Если что и отличает, то это большая ответственность». Разговор был при покупателях, которые все слышали и эмоционально добавили от себя: «Мы любим белорусскую мебель!»
Несколько магазинов в городе работают под вывесками Мilavitsa и SERGE. Торгует филиал: головной офис расположен в Ростове. Персонал одет фирменно, улыбчив, вышколен и... с журналистом неразговорчив. Дескать, только с ведома управляющей. Зато опять же покупательницы высказались охотно и точно так, как и о мебели: «В Ставрополе любят белорусское белье. Многие закупают на всю семью». Правда, посетовали на подорожание.
Репутацию надо поддерживать!
По Ставрополю курсируют две модели мазовских автобусов: длинный, привычный нам (модель 103) и укороченный, которого в Беларуси я прежде не встречал (модель 206). Погоды пока не делают: на улицах царствуют «Газели» и «пазики» конструкции 20–летней давности. Зато в МАЗах пассажиры — сам наблюдал — озираются, как в инопланетном корабле. Водитель впечатления подтвердил. Дескать, ваши автобусы даже сравнить не с чем. Комфортом, простором и низким полом особенно восторгаются люди пожилые и матери с детьми.
Он же признал, однако, что автобус сыроват. Впрочем, пока машины на гарантии и голова об этом не болит.
...Директор МУАП (Муниципального унитарного автотранспортного предприятия администрации г. Ставрополя) Алексей Сологубов произнес страстный монолог. Доброжелательный, но местами резкий.
Автопредприятие еще полтора года назад было мертво: техника давно распродана. Горожан возили, помимо троллейбусов, только частные «Газели» и «пазики». Городская дума решила восстановить муниципальный транспорт, для чего купить крупногабаритные автобусы. Был конкурс и много предложений. Остановились на МАЗе, который более подходил по многим параметрам: низкий пол, пандус для инвалидов, импортная начинка и белорусская сборка. Не последнюю роль сыграла репутация грузовиков МАЗ.
Первая партия из 50 машин (больших и маленьких поровну) эксплуатируется уже год. Что до маленьких, то директор подтвердил мнение водителя: «Хорошая машина, но недоделки ее портят».
Четыре месяца простаивает фактически исправный автобус. То есть компьютерная диагностика двигателя показывает, что он исправен. Но автобусная электроника «пищит» и показывает неисправность. Значит, в ней–то и дефект. Дилер бьется так и этак, но ничего сделать не может. А производитель почему–то не спешит. Много претензий к качеству сборки и подсоединения электроники, разных там «фишек» и реле.
Директор несколько раз повторяет: «Скажите там, у себя, что автобус сам по себе хорош, почти идеален, что будет иметь стр–р–рашный спрос в России, но...» Продолжает: «На малом автобусе надо срочно поднимать фильтр вверх, как на большом. Он стоит возле колеса и быстро забивается. Компрессоры мерседесовского двигателя не могут отфильтровать столько пыли и грязи, выходят из строя. Резинотехника, шланги — просто катастрофа! Резина через полгода деревенеет и дает течь: за ночь весь тосол может в землю уйти. Слава Богу, что есть дополнительные тормозные контуры: сколько раз шланги срывало! Где только можно, переходим с резиновых соединений и патрубков на металлические»...
Опять похвала: «Кузов очень надежный. Самый надежный! У нас в переполненный автобус «Волга» сбоку врезалась. Согнулась, почти переломилась. В любом другом было бы много пострадавших, а здесь — никого. Крепкий лонжерон почти не согнулся».
И снова «рекламация»: «Коробка 206–го, наверное, адаптирована с грузовика. А легкий автобус дергает, «рвет» — даже водители пугаются. Но если будут новые закупки, опять будем биться за МАЗы. Смело скажите на заводе, что автобус, если его довести, станет незаменимым!»
Директор подчеркивает, что ставропольский дилер у МАЗа — серьезный и компетентный. Но ему не все по силам. А вот представители завода посетить автопредприятие не удосужились. И это странно. Если учесть, что деловые люди Ставрополья и Беларуси — кому это нужно — общаются регулярно и часто.
...И быстрее шевелиться!
Президент Торгово–промышленной палаты края Виталий Набатников ждет очередную делегацию из Минска уже в октябре–ноябре. Хотя необъятную Россию со всех сторон окружает много малых, больших и очень больших стран, контакты с белорусскими партнерами в Ставрополье наиболее активны. И в этом у нас заслуженный приоритет! Край ориентирован на экспорт: во внешнеторговом обороте он занимает две трети. Но именно с Беларусью картина обратная: мы обеспечиваем львиную долю краевого импорта.
Главным образом промышленного: белорусских продуктов в регионе почти нет, хотя об их качестве здесь знают. Знает и сам Набатников, не раз гостивший в Беларуси. Он очень хотел бы, чтобы местные покупатели могли сравнить наши продукты с преобладающим здесь импортом. Чтобы оценили разницу. Уверен, что национальные республики Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино–Балкария...) брали бы наши продукты так же охотно и массово, как берут промышленные товары. Что мешает?
Набатников убежден, что оперировать нужно не фурами, а крупными вагонными партиями. Но в крае нет мощной оптовой торговой организации, способной переварить такие объемы. Есть сетевые гиганты, они могут, но у них другие интересы.
Хорошие перспективы имел бы, считает мой собеседник, белорусский торговый дом, который и взял бы на себя функции крупного оптовика. Такое предложение — причем от ставропольской стороны — исходило. Для белорусского торгового дома предлагалась даже удобная площадка: в центре. Идея не нашла поддержки и продолжения.
Хотя удачный пример в крае есть — это торговый дом «МТЗ–Ставрополь». Несколько лет назад его учредили местная частная структура, «Траст–Банк» и собственно МТЗ. За короткий срок ТД «МТЗ–Ставрополь» увеличил продажи белорусских тракторов в разы и сегодня торгует ими не только в крае, но и во всех соседних регионах. Здесь работают машины ведущих мировых производителей (Набатников их перечисляет, но мы рекламировать не станем). Тем не менее 80 процентов тракторов на ставропольских полях — наши. По совокупности качеств (надежность, мощность, универсальность, цена...) их никто еще не превзошел. Поэтому в каждом районе — сервисные центры с образцами техники, комплектующими, запчастями...
Почему инициативу (с таким же размахом торговать и продуктами, и ширпотребом) не поддержала наша сторона, Набатников может только гадать. Он, прежде 14 лет отработавший министром экономики края, убежден, что привычные методы торговли исчерпаны. Нужны новые. Какие? Думать, искать, шевелиться должны прежде всего белорусские производители. Кстати, нам тоже есть что заимствовать. Например, местные патентованные биотехнологии, позволяющие птичий помет перерабатывать в удобрения. Разве нашим птицефабрикам это не интересно?..
Повторю, что не все сказанное нам приятно услышать. Но эти мнения надо знать, если мы хотим успешно продавать то, что производим. Именно такова приоритетная задача экономики, не единожды поставленная Президентом. Важны и диверсификация экспорта, поиск новых рынков. Но их еще надо найти и потом освоить, если получится. А здесь наши товары и продукты давно знают, ценят и хотят — жаждут! — покупать их больше. Почему продаем мало, проявляем нерасторопность и безразличие?
Любопытно, готовы ли принять претензии, например, менеджеры МАЗа или специалисты заинтересованных министерств. Если они, конечно, заинтересованы.
Наши нишиСтавропольский край знаком, конечно, читателям «СБ». Им руководил Михаил Горбачев, прежде чем стать генсеком и президентом СССР. Здесь живет Андрей Разин, ныне бизнесмен и политик,...