Вертолеты Ка-26 -- главная сила ООО «Дженерал Лайн», одного из лучших предприятий сельхозавиации, которое помогает белорусским аграриям бороться с сорняками, вовремя подкармливать поля. Каждая из таких крылатых машин за день вносит до 30 тонн удобрений! Предприимчивые руководители сельхозпредприятий уже давно смекнули: нанять такую «птичку» значительно дешевле, чем заниматься наземным опрыскиванием. Судите сами: за одно и то же время вертолет обрабатывает 600--700 гектаров, а наземный опрыскиватель -- в 10 раз меньше. -- Кроме того, технологическая колея, рассчитанная для проезда трактора во время опрыскивания, «забирает» около пяти процентов площади, -- говорит директор ООО «Дженерал Лайн» Леонид Рутковский (на снимке). -- При урожайности в 40 центнеров выходит, что с тысячи гектаров теряется около двухсот тонн зерна. А есть культуры, которым наземное опрыскивание может сильно навредить. Например, рапсу: его высота ведь бывает до двух метров. Мы вносим специальный препарат (склеиватель), который не дает рассыпаться созревшим семечкам при уборке комбайном. Ка-26 не нужна посадочная полоса, достаточно твердой площадки, а весной подойдет и гравийная дорога. Да и количество полетов в несколько раз больше: пока самолет сделает один, вертолет -- три. Летать, к слову, приходится по всей республике. Тем более что по авиационным меркам Беларусь -- совсем небольшая страна. -- Обычно начинаем с южных регионов -- Пинска, Дрогичина, вслед за весной перемещаемся на Узденщину, Столбцовщину, а заканчиваем обычно Глубоким и Шарковщиной, -- перечисляет директор. -- Спрос на наши услуги с каждым годом увеличивается, но по времени непродолжительный -- всего две-три недели. Следующая волна «набегает» к прополке. Однако вот какой парадокс: за пару дней до основных работ набирается столько желающих, что мы просто не можем всем хозяйствам пойти навстречу. И предпочитаем работать с постоянными и надежными клиентами, которые заранее (еще зимой) заключают договоры и рассчитываются в срок. Некоторые предприятия, которым «Дженерал Лайн» помогал год или два назад, до сих пор все деньги так и не заплатили. Благо хоть вносят предоплату (30--40 процентов), а остальные поступают из средств областных и республиканского бюджетов в течение шести месяцев. Бывает, что нерасчеты затягиваются до зимы. Тогда времени на ремонт практически не остается: ведь уже в марте начинается новый рабочий сезон. К нему готовятся сейчас, по осени. На посадочной полосе «Старинки», что в сорока километрах от Минска, по Раковскому шоссе... -- Мы купили эту полосу на аукционе не только для двух своих вертолетов, а чтобы сделать здесь аэродром для базирования и технического обслуживания самолетов, вертолетов сельхозавиации. В перспективе планируем тут построить заправку для самолетов малой авиации, -- делится планами Леонид Рутковский. -- Все условия для этого есть: хорошая дорога (к тому же всего 25 минут езды от столицы), отсутствие поблизости полигонов и высотных зданий, 500-метровая полоса для разгона... Надежда ЯНЧЕНКО, «БН». Фото Владимира СИЗА, «БН».