В самом начале октября позвонил приятель и предложил рвануть за грибами. У него было точное место, где его отец нарезал в прошлое воскресенье три ведра подосиновиков. Помните, какая погода стояла в октябре? Выехали из Минска. Красота! Золотые деревья вдоль трассы, меланхолично падают листья, солнышко проблескивает... Бери кисти–краски и картины пиши.
Потом, за Червенем, на проселок свернули. Поля и огороды убраны. Вдоль дороги, у серых заборов, как фантастические пунктиры, как фонари разноцветные, большие и малые тыквы лежат. Розовые, золотые, желтые, оранжевые, как солнце, охристые, лимонные, полосатые... Ох, загляденье. Тыква, или по–белорусски — гарбуз, как и картошка, давно своими на этой земле стали — прижились. У меня лично этот великолепный овощ самые теплые чувства вызывает. Деревню всегда вспоминаю, семечки белые... Ее — тыкву, как и картошку, можно одним из символов Беларуси считать. А почему бы нет? И красивая, и растет хорошо, и пользу людям приносит. В общем, к сказочному овощу претензий у меня нет — только восторг, восхищение и почтение.
Про поездку за грибами я вспомнил в это воскресенье вечером, в Минске, на проспекте Независимости.
По улицам, в метро, автобусах и троллейбусах молодежь размалеванная, в невероятных прикидах ходила. Кто в плаще черном с огненной подкладкой, кто с рогами картонными, кто с ушами мохнатыми, кто с черепом белым на груди. Девчонки в кошек себя раскрасили. Кричат! Встречных прохожих испугать норовят. Удается, шарахнулся от них человек — хохочут!
На площади и в магазинах фотографируются. Вспышки фотоаппаратов мелькают. Кто во что горазд, тот в то и вырядился. Многие тыквы оранжевые в руках носят с прорезанными дырками, а в тыквах свечи горят.
Вы можете сказать: ну и что такого? Им хорошо, весело и слава Богу! Молодежь наша «Хэллоуин» празднует. Веселится. Не уверен, что смысл заморского праздника городским «мажорам» понятен, а вот выделиться им очень хочется. Вы можете сказать, что и у «офисного планктона» должен быть свой праздник. Что «Хэллоуин» — это городская субкультура, которая к нам пришла вместе с демократией и свободой из Америки.
Очень может быть, что с этим утверждением согласиться можно. Только дело в том, что и у городских «мажоров» с перепачканными белой краской лицами предки были и есть: дедушки с бабушками и дальше, глубже в прошлое. Не могли же кошки, скелеты, мотыльки, вампиры, овощи из ничего, из ниоткуда взяться? Не тыква же их родила?
Да, волосы на голове встают, но совсем от другого. От того, как дико все это выглядит в святой для белорусов день.
Так совпало, что в это время белорусы свой древний и тихий праздник отмечают — «Дзяды». Поминают предков. Тех, от кого мы на этой земле произошли, тех, кто нам жизнь дал, кому мы многим обязаны. Многие в этот святой день на кладбище ходят.
Знаете слоган «Купляйце беларускае»? Мне кажется, что эти слова не только к товарам должны относиться.
Зачем чужие праздники, когда свои есть?
И еще, я в этом на все сто процентов уверен: в тех семьях, где празднуют «Дзяды», не будут дети размалеванными по улицам ходить, в котов, призраков, докторов и скелетов вырядившись, с пластиковыми бутылками пива и светящимися тыквами в руках и на головах.
Кстати, моя бабушка тыквенную кашу с пшеном всегда варила. А бабушка моей жены — с манкой. Вкусно!
Тыквенная кашаОчень личное мнениеВ самом начале октября позвонил приятель и предложил рвануть за грибами. У него было точное место, где его отец нарезал в прошлое воскресенье три ведра...