Еще в детстве худенький озорной мальчишка в ярких коротких шортах проводил все свое свободное время с сачком на залитых солнцем лугах в поисках бабочек необычной расцветки. Тогда-то и появилась у него мечта — поймать самую красивую белорусскую представительницу поднебесья. Коллекционер вот уже 12 лет профессионально занимается энтомологией — разделом зоологии, посвященным насекомым. Сейчас в уникальной коллекции Сергея Клокова более трехсот бабочек, большинство которых он сам вырастил в домашних условиях на подоконнике. Среди них встречаются и распространенные виды, и довольно экзотические экземпляры.
С корабля на бал
Рабочий день фрезеровщика ОАО «Лидсельмаш» медленно подходил к концу. Отстояв смену у железного станка, кто-то отправлялся за ребенком в детский сад, кто-то спешил на встречу с друзьями. А Сергей Клоков в очередной раз бежал на свидание к... бабочкам, которыми мог любоваться, не отрываясь, часами.
...Пока коллекционер надевает домашние тапочки, я с интересом рассматриваю тропических крылатых красавиц, обретших вечность за стеклом в рамках на стенах. От обилия красок и разнообразия форм разбегаются глаза.
— Это только небольшая часть коллекции,— поясняет Сергей, заметив мое восхищение. — Здесь я собрал экзотические виды. Вот бабочка Морфо из тропических лесов Амазонки. Она заметно отличается от других сияющим металлическим блеском. Недалеко от нее бабочки-парусники из джунглей Новой Гвинеи.
И тут мое внимание привлекает самая большая в коллекции бабочка.
— Размах крыльев сатурной кометы из Мадагаскара — 22 сантиметра, — собеседник осторожно достает из коробочки бесценный экземпляр. — Такие виды требуют определенного ухода. Например, гусеницы тропических представительниц лакомятся черемухой. Цирконии из Северной Америки не откажутся от белорусской вишни.
По заморским гостям, обитающим в Северной Америке, Африке, Китае, Индии, Южной Европе, Перу, Индокитае, впору изучать географию.
Белорусские «модницы»
Ничуть не уступают по красоте экзотическим экземплярам и белорусские «модницы». Пусть их расцветки не так разнообразны, зато они менее прихотливы в уходе. Из 135 известных науке видов дневных бабочек Беларуси в коллекции Сергея Клокова собрано уже 114 представительниц поднебесья.
— За отдельными экземплярами для своей коллекции я несколько раз отправлялся в составе небольшой команды сотрудников Научно-исследовательского института зоологии на заливные луга Полесья, — продолжает Сергей Клоков. — Благодаря теплому климату появились новые южные виды. Но это не значит, что на редкий «порхающий экспонат» можно натолкнуться только далеко от родных мест. Например, место обитания бабочки с необычным названием «червонец Гелле» до недавнего времени было обнаружено лишь на территории Березинского заповедника. Личные наблюдения помогли мне найти на карте еще одну точку ее обитания. Это урочище Оступ Лидского района.
Столь важное для энтомологов открытие отражено на страницах второго издания Красной книги Республики Беларусь.
— О моем увлечении знают не только люди, с которыми я работаю, но и все соседи без исключения. Приносят в спичечных коробках гусениц ко мне домой, а я выращиваю из них бабочек, — расплывается в улыбке Сергей. — На днях любознательный сосед наткнулся на крупную куколку. Я положил находку в баночку. С помощью специальной литературы старался самостоятельно определить вид. Оказалось, что это очень редкий экспонат — вилохвост буковый.
— Разрешите взглянуть на личинки и куколки хоть одним глазком? — спрашиваю я.
— Только аккуратно, — дает свое согласие коллекционер и любезно приглашает меня пройти в соседнюю комнату.
Клоков достает из коробочки с мохом крупную личинку темного цвета и кладет на теплую ладонь.
— Не бойтесь! Она не кусается, — подносит ее поближе. — Большую часть времени они кормятся, поедая в основном листья растений. Закончив рост, они окукливаются. Внутри куколки формируется взрослая бабочка.
Записки любителя-энтомолога
Подробнейшие многолетние наблюдения Сергея Клокова за планетой бабочек приводят к неутешительным прогнозам. Все реже попадаются на глаза отдельные виды красавиц. Траурницы, ленточники, адмиралы рискуют навсегда исчезнуть с лица земли.
— И причин тому несколько, — тяжело вздыхает коллекционер. — Вырубка лесов, мелиорация, весенние палы. Да и вина коллекционеров здесь есть, когда безобидное, на первый взгляд, хобби постепенно превращается в неплохой бизнес. За большие деньги они готовы «купить» любой ценный экспонат.
Страсть к коллекционированию бабочек передалась и сыну Сергея Клокова. 20-летний Александр вместе с отцом отправляется в отдаленные и нетронутые белорусские уголки природы на поиски недостающих экземпляров. Уже сегодня парень подает неплохие надежды. Возможно, он продолжит необычное дело и в его лице команда сотрудников Научно-исследовательского института зоологии получит прекрасного специалиста в области энтомологии.
Неожиданно наш разговор прервал звонок в дверь.
— Сергей, кажется, я нашел что-то интересное для твоей коллекции, — на одном дыхании произнес сосед.
— И вот так почти каждый день, — улыбнулся лидский коллекционер Сергей Клоков и побежал смотреть