Рыбное место... Что мешает отечественной рыбе прописаться в меню белорусов?
17.11.2009
—
Новости Общества
|
17.11.2009
Только за последние десять лет потребление рыбы в Беларуси увеличилось более чем вдвое. На среднестатистического жителя страны уже приходится по 18 килограммов в год. Однако за пару лет этот показатель планируется довести до 20 кило. При этом значительный «привес» должна принести именно рыба, выращенная в Беларуси. Готовы ли сейчас жители страны рублем проголосовать за карпа, щуку и прочих «тутэйшых» рыб? Хлопотный товар Из 160 тысяч тонн рыбы, съедаемой за год белорусами, только 1 из 10 килограммов приходится на рыбу из наших широт. — Безусловно, морская рыба у покупателей пользуется большим спросом, чем живая. Пангасиус хорошо идет, но больше раскупают ту, что подешевле, — рассказали нам в одном из гастрономов, расположенных на улице Якуба Коласа в Минске. Впрочем, даже если захочешь купить живую рыбу, то найти ее в торговле будет не так-то просто. Магазинов, которые торговали бы живым товаром, немного. По стране наберется около 900 торговых точек, оснащенных аквариумами для содержания рыбы. Поэтому через торговлю продается в лучшем случае 30 процентов прудовой рыбы. Большую часть рыбхозы реализуют своими силами, то есть с машин. Впрочем, они и рады бы отдать это дело на откуп магазинам, чтобы не содержать целый штат продавцов, а заниматься своей непосредственной задачей — выращиванием рыбы. Но торговля не шибко идет навстречу.— В двух районах Минска можно насчитать не более 40 магазинов, где торгуют нашей рыбой, — говорит заместитель директора рыбхоза “Селец” Сергей Стельмашук. — Мы сами предоставляем пластиковые бочки для содержания рыбы, с распылителем и компрессором, лишь бы они брали нашу продукцию. Иногда бывает, возьмут бочки, а потом возвращают назад — не пошел товар.Живая рыба для торговли — лишние хлопоты. Это не бутылка пива, которая стоит себе на полке и бед с ней не знаешь. Аквариум периодически необходимо чистить, менять воду, да и всегда есть риск, что рыбка, так и не дождавшись своего покупателя, всплывет брюхом кверху. Если не удастся ее быстро реализовать, придется подсчитывать убытки. В таких случаях выручают ледяные витрины, где снулая рыбка, почищенная и выпотрошенная, в охлажденном состоянии на льду может некоторое время храниться. Но их могут себе позволить разве что гипермаркеты. А магазины помельче выкручиваются по-другому. Снулую рыбу замораживают и скидывают цену. Если живой карп продается за 7,6 тысячи рублей, то замороженного предлагают за 4—6 тысячи. Против таких цен покупатели, как правило, не могут устоять. Дешевле не бывает — Обычно за день покупают 3—5 штук карпа. За неделю максимум килограммов 20 можем продать. Летом продажи падают, а в выходные берут больше, чем в будни, — разложили нам все по полочкам в гастрономе. — А в те дни, когда приезжает машина из конкурирующего рыбхоза и начинает через дорогу от нас торговать живой рыбой, торговля вообще стоит. Попав в магазинный аквариум, рыба дорожает сразу на величину торговой надбавки — на 15 — 23 процента. Именно поэтому в магазинах за рыбой не выстраиваются очереди. Люди охотнее сходят в выходные на рынок и купят ее с машины. Разница в цене с магазином там может доходить до 2 тысяч рублей.Торговля нарекает на рыбхозы, что те своими ценами перебивают покупателей: лучше бы себестоимость рыбы уменьшали, тогда и продать ее было бы проще. — 60 процентов стоимости рыбы — это стоимость корма. Чтобы рыба выросла до 1 килограмма, она за три года должна съесть 4 кило комбикорма. Это уже 4 тысячи рублей в ее себестоимости, не считая затрат на ее содержание и реализацию. С ними еще 3 тысячи набегает. А мы продаем отборного карпа по 6200 рублей, и получается, что на каждом килограмме имеем около тысячи рублей убытка, — замечает по поводу себестоимости заместитель директора рыбхоза “Волма” Александр Концевой.Рыбхозы в свою очередь недовольны, что торговля не хочет работать с живым товаром и не снижает свою наценку, чтобы рыба в магазинах стала дешевле. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, к примеру, в Гомельской области весной провели эксперимент. На карпа с машин и в магазинах установили единую цену — 7000 тысяч, чтобы все работали в одинаковых условиях. В результате получилось, что продажи с машин упали, но при этом в магазинах покупать больше живой рыбы не стали. Вопрос цены Сейчас в рыбхозах разгар сезона вылова. И хозяйства заинтересованы до морозов продать ее как можно больше, чтобы не оставлять на зимовку. Поэтому активно участвуют в ярмарках и даже готовы снижать стоимость. Некоторые рыбхозы заключают договоры и дают скидки магазинам, а те со своей стороны сокращают торговую надбавку. Цена — это первое, на что смотрит покупатель. Продавцы признают, что именно из этих соображений стараются не брать на реализацию отборного карпа — он стоит дороже. Люди с большей охотой покупают мелкую рыбу, потому что килограмм ее стоит значительно меньше.Впрочем, надо признать, что за последнее время в нашей стране потребление рыбы, как прудовой, так и морской, выросло с 7 килограммов в год в 1995 году до 18 в 2009-м. Если проанализировать данные Белстата за 1995—2008 годы о покупательной способности среднедушевых располагаемых денежных доходов населения, то выходит, что вес рыбы, которую можно было бы купить в месяц, если потратить все заработанные деньги, за эти годы вырос с 21 до 97 килограммов, то есть почти в пять раз. А, например, по свинине и говядине эти показатели увеличились лишь втрое.— Радует, что благодаря принятым государственным мерам уменьшились цены на некоторую рыбную продукцию, — характеризует ситуацию последнего времени управляющий делами Президента Николай Домашкевич. — Нам удалось добиться того, что в общем росте цен на продовольствие стоимость море-продуктов и продукции из рыбы удалось удержать примерно на прежнем уровне. На переработку! Обеспечение торговли белорусской рыбой — это еще и частичное решение проблемы импортозамещения. Действовать здесь планируется по многим направлениям. Например, в Браславе, одной из отечественных озерных столиц нашей страны, на местном предприятии, подчиненном УП “Белрыба”, уже ведется реконструкция. После завершения работ начнет переработка значительных объемов белорусской рыбы.По словам продавцов, на переработанную рыбу — копченую и филе — есть свой покупатель. Филе благодаря тому, что в нем нет костей, хорошо берут для детей. В последнее время его начали закупать комбинаты школьного питания. Однако пока на переработку приходится всего несколько процентов от общего объема рыбы в стране. Поэтому сейчас перед рыбными хозяйствами стоит задача построить или расширить свои цеха по переработке рыбы. — Мы делаем из белорусской рыбы уже около 15 видов продукции: это карп, толстолобик, щука, угорь, осетр холодного и горячего копчения, вяленая рыба, — рассказывает главный технолог УП “Белрыба” Лариса Лапус. — Собираемся выпускать карпа и угря в желе, полуфабрикаты из карпа. Человек сможет прийти домой, просто положить их в микроволновку. Не нужно чистить, жарить на сковородке. Тем более что карп дешевле той рыбы, которую привозят из-за морей. Очевидно, что для того, чтобы развивать и дальше отечественную рыбную отрасль, нужно заниматься не только выращиванием того же карпа, щуки, но и расширять, модернизировать перерабатывающие мощности, вкладывать средства в торговлю, рекламу, искать инвесторов. Предстоит еще многое сделать. Ведь пока доля нашей рыбы в общем объеме продаваемой в Беларуси очень мала. Как говорят специалисты, если ежемесячные импортные поставки измеряются тысячами тонн, то отечественная отгрузка — только тоннами. Для исправления этой ситуации важно, чтобы все хозяйства и предприятия, работающие в этой сфере, действовали как единый механизм. Только в таком случае доля белорусской рыбы в нашем рационе действительно может стать большей. И чтобы взрастить покупателей-патриотов, вовсе не нужно изобретать колесо. Нужно просто предложить вкусный, полезный и конкурентоспособный по цене и качеству товар. А как у них?В год, по данным ООН, население планеты потребляет около 110 миллионов тонн рыбы. Это примерно 16,7 кило-грамма на душу населения. И это больше, чем в 1960-е годы, когда на каждого человека приходилось по 9 килограммов рыбы. Больше всего дары моря любят жители Японии. Там приходится по 60 килограммов на человека в год. В Северной Америке съедают по 24 килограмма рыбы и морепродуктов, а в Европе — по 21 килограмму. Эксперты не исключают, что уже к 2015 году годовое потребление рыбы в мире может вырасти на 1,5—2 миллиона тонн по сравнению с нынешними показателями. Но это произойдет в том случае, если предложение будет расти такими же темпами, что и спрос. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Только за последние десять лет потребление рыбы в Беларуси увеличилось более чем вдвое.
|
|