Кольца жизни. 21.by

Кольца жизни

24.11.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кольца жизни

Люди и время глазами Леонида ЕКЕЛЯ

Подрост — это лес–подлеток. Лесники обычно называют его молодняком. Кольцо за кольцом — и вот он уже средневозрастной. Потом он станет приспевающим и наконец — спелым. А дальше... перестойным. Все, как у людей.


Пристально наблюдая за жизнью леса, изучая ее день за днем, Владимир Иванович Пашинский постиг эту истину, когда сам был еще «подростом». Лес всегда его манил. Лес притягивал к себе неведомой силой. Что родительский дом (а стоял он на окраине деревни Углы Наровлянского района), что лес (он подступал к самому проселку. Перебежал дорогу — и ты под крышей огромного дома), — для Володи было все едино.


Неверхоглядная созерцательность — это тоже дар. Он рано заявляет о себе. Володя часами мог наблюдать за жизнью муравьиного государства. Он вглядывался в деревья и, как будто в зеркале, видел людские жизни. Вот дерево, сбросив с себя мешавшие сучья, как стрела, вонзилось в светлое окошко и закрыло его своей кроной. Ему нет дела до своих угнетенных собратьев, по его вине лишенных света. Кто же это счастливое дерево? Победитель или эгоист? На опушке леса деревья буквально купаются в солнечных лучах. А в полутьме под пологом чахнут и мучаются. К одним счастье привалило просто так. Как будто они родились вместе со светом. А другим не знать его вовек. Но разве у людей по–другому?


«Запомните, дети: лес и кормит, и поит, и согревает. Здесь и кусок хлеба приятнее съесть, чем дома», — не раз говорил пацанам из деревни Углы, готовым в лесу и дневать, и ночевать, лесник Адам Крыжановский. И как бы в подтверждение своих слов дядька Адам открывал брезентовую сумку, в которой он носил всякие документы, доставал лусту хлеба и кусочек сала. Делил на маленькие лусточки. Сальце нарезал так, что ломтики просвечивали, как листочки бумаги. И раздавал каждому. Каким же бесподобно вкусным был этот хлебушек с тоненьким ломтиком сала! Прав был дядька Адам... А лесник, присев на пенек, рассказывал детям были и небылицы, где главное действующее лицо — лес. «Лес — наш батюшка, — часто повторял он и неизменно добавлял: в сосновом лесу люди молятся, в еловом — трудятся, а вот в березовом — веселятся». Когда дети допытывались, а почему так, дядька Адам объяснял: «Деревья, как и люди. Что у человека главное? Душа. У живого дерева тоже есть некое подобие ее. Недаром же люди говорят, что от сосны исходит святость, от ели — мудрость, от березы — нежность. А вот от дуба — сила и могущество».


Дядька Адам лелеял детские души. Настраивал их на служение лесу: «У людей — свои болячки. У леса — тоже. Я вижу, чувствую это, а помочь не могу. Вот сохнет дерево, а как его спасти — не знаю. Никто меня этому не обучал. Вам, дети, надо постигать лесную науку. Лес — это главное. Без него земля потеряет свое лицо»...


«Заколдовал» Володю лесник Адам Крыжановский. И все его желания свелись к одному: поскорее бы окончить восемь классов да поступить в лесной техникум. И вот настал день, когда пятеро друзей, окончив восьмилетку, отправились в Полоцк. Но повезло только Володе Пашинскому. Его друзья завалили математику...


Отец Володи, потомственный сельский кузнец, не скрывал своей радости, что сын получит образование и будет на службе у леса. Что, может быть, со временем станет он и главным лесничим (эта должность казалась ему самой высокой в лесном хозяйстве). А мама в слезы: «Куда ты, сынок, один в такую даль (Полоцк в ее представлении был чуть ли не на краю света)?! Ладно бы с хлопцами...» Володя был маленького роста, худенький. Мать глядела на него, и сердце ее сжимала тревога. Но она понимала, что он делает осознанный выбор. И его профессия — это дорога к счастью. А какая мать могла помешать сыну в этом?..


Учился Володя с азартом. И чем больше он знал, тем сильнее было желание знать. Пока не дойдет до истины, не закроет учебник. Специальные предметы сдавал только на «хорошо» и «отлично». Быстрокрылыми птицами промелькнули три с лишним года. Вручили Владимиру Пашинскому диплом и направили мастером в Быховский район. 4.000 гектаров лесного массива — его мастерский участок. «Я — хозяин в лесу. У меня есть подчиненные. В моем распоряжении — 7 лесников», — не без гордости в душе оценил свое положение Владимир Пашинский. Но и внешне, и внутренне Володя оставался обыкновенным крестьянским парнем. Слегка застенчивым, отзывчивым, добросовестнейшим образом выполнявшим свою работу и уважительно относившимся к людям. «Тыкать» старшим по возрасту, повышать на кого–то голос для него было диким и совершенно немыслимым. Пройдут годы, но характер его не изменится.


По кольцам на срезе дерева можно не только посчитать его годы. В них много чего закодировано. У человека тоже есть свои невидимые кольца жизни или мудрости. Но это не открытая книга, где каждому доступно ее содержание... В кольце жизни восемнадцатилетнего Владимира Пашинского заключается простая, но очень важная истина: каким бы делом ты ни занимался — выполнять его надо профессионально. И любить больше, чем себя самого...


После техникума Владимир Иванович поработал всего лишь месяц: армия. Служил в Печах под Борисовом. Стал командиром танка. Не будь в его жизни армии, он бы чувствовал себя неполноценным человеком. Обсевком в поле. Отслужив честно, вернулся Владимир в родные Углы. А через день–другой отправился в Наровлянский лесхоз. Но там ему сказали: «Нет у нас пока места. Да погуляй ты, парень! Не рвись так на работу, успеется. А чуть что — мы сообщим». Гулять ему вовсе не хотелось. Ждать — тем более. И отправился Владимир Пашинский в Хойникский лесхоз, где когда–то проходил практику. Назначили Владимира Ивановича помощником лесничего. А было это в 1975 году.


Квартировал Владимир в хате старого лесника, вся жизнь которого была связана с лесом. И все разговоры были только о нем. Лес на работе, лес дома... К счастью, появилась в нем просека. Светлая и чистая, до краев заполнившая сердце молодого лесовода. В колхоз имени Чкалова Брагинского района распределили на работу зоотехником выпускницу Витебского ветеринарного института Валентину Зубареву. Валя вышла из семьи, в которой было 12 детей. Как и Владимир, она всего достигла своим умом и своими силами. И не существовало, пожалуй, дела, которое было бы ей не по плечу. (Забегая вперед, скажу: Валентина Ивановна заочно получит второе высшее образование и станет лесоводом. В Комаринском лесхозе будет работать инженером по лесным культурам, главным лесничим. Продолжает трудиться она и сейчас в должности заместителя директора по идеологической работе.) Вот и встретились две судьбы, чтобы стать одной нераздельной.


Добротный дом, где располагалось лесничество, стоял в лесу. Одна его половина была конторой, другая — жильем. Здесь и поселилась молодая семья. Жили они, как на кордоне. Поутру их будил птичий хор. И ликующая радость жизни переполняла душу. «Если есть рай на земле, то он — здесь», — не раз думал Владимир Иванович. Счастье — это кислород вечности. Вот главное содержание его очередного кольца жизни. Родится дочь Наташа. (Она станет учительницей. А младшая, Людмила, пойдет по стопам родителей.)


Владимир Иванович поступит в Брянский технологический институт и окончит его заочно. А когда лесничество войдет в состав Комаринского лесхоза, Пашинского назначат инженером по лесным культурам. Лес сам по себе не растет. У истоков его зачатка стоит не природа, а человек. Руки Владимира Ивановича всегда будут помнить, как держали они, словно младенцев, крохотные саженцы. А теперь они уже разговаривают с небом. (В Комаринском лесхозе ежегодно под новые лесные насаждения отводится 250 — 300 гектаров.)


В 28 лет Владимир Иванович Пашинский станет директором Комаринского лесхоза. Он никогда не рвался в начальство. И не из тех он людей, кто с радостью соглашается на любую должность. Лишь бы только руководить... В управлении лесного хозяйства Гомельского облисполкома выслушали его сомнения: потянет ли он на себе такой воз ответственности. Напутствовали словами: «Получите пару выговоров — справитесь». За 26 лет бессменной службы директором лесхоза Владимир Иванович не получил ни одного выговора. И, что самое удивительное, — ни одной «телеги» не накатали на директора. Зато награда «Почетный лесовод Республики Беларусь» не обошла его стороной.


По всем показателям Комаринский лесхоз стабильно в числе лучших хозяйств области. И коллектив на хорошем счету. А он немаленький: 223 человека. На чем же держится управление людьми? На доверии и уважении. Это из–за деревьев леса не видать. А в коллективе надо уметь видеть каждого человека в отдельности. Владимир Иванович Пашинский и видит, и знает, и умеет, и любит. Он способен понять, чем живет человеческое сердце, и что надо сделать, чтобы земля не потеряла своей привлекательности. И это, пожалуй, его главное кольцо жизни.


Фото автора.

Автор публикации: Леонид ЕКЕЛЬ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кольца жизниЛюди и время глазами Леонида ЕКЕЛЯПодрост — это лес–подлеток. Лесники обычно называют его молодняком. Кольцо за кольцом — и вот он уже средневозрастной. Потом он станет...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика