Почему мы погрязли в коррупции и как от нее избавиться. 21.by

Почему мы погрязли в коррупции и как от нее избавиться

25.11.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Авторитетный борец с коррупцией Transparency International (TI) опубликовал очередной рейтинг восприятия коррупции в 180 странах мира. Улучшение положения Беларуси на 12 позиций по индексу восприятия коррупции (ИВК) совпало с существенным улучшением позиции страны в рейтинге легкости ведения бизнеса (скачок с 82-го на 58-ое место). Больше свободы для бизнеса – меньше коррупции. Корреляция пока очень слабая, но все же заметная. Страны, которые имеют качественный бизнес-климат, воспринимаются как некоррумпированные. 

В исследовании Transparency International речь не идет о неком четком замере самой коррупции – сделать это в принципе невозможно. Международные эксперты по единой методике сравнивают восприятие коррупции. Никто точно не знает объем взяток, откатов или стоимость незаконно захваченных активов. Однако если люди, которые непосредственно занимаются бизнесом, анализируют его финансовые потоки и качество управления, которые рискуют своими деньгами, говорят, что коррупция есть, значит, она есть.

10 мер по борьбе с коррупцией

Коррупционные скандалы все чаще сотрясают информационное поле Беларуси. Уголовное дело против заместителя генерального директора «Лидахлебопродукт», аресты в «Белсоюзпечати», на Белорусском металлургическом заводе и в нефтяном секторе, взяточничество в Бобруйской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, десятки коррупционных разоблачений в структурах министерств транспорта и коммуникаций, архитектуры и строительства, образования и Белкоопсоюза – эти случаи подтверждают сращивание коррупции и органов государственного управления.

Простыми посадками с этим явлением не справишься. Нужны системные, структурные решения.

Вот десять мер, которые позволят Беларуси войти в Топ-30 самых некоррумпированных стран мира.

1. Выход всех органов государственного управления из состава учредителей всех коммерческих структур, введение запрета на учреждение органами госуправления новых коммерческих структур.

2. Ликвидация конфликта интересов в рамках одного органа, т. е. разведение законодательной, распорядительной и контрольной функций, реализация принципа «один госорган - одна функция».

3. Сокращение лицензируемых видов деятельности до 10, признание сертификатов стран основных торговых партнеров.

4. Полная приватизация всех СМИ, в первую очередь, электронных, снятие всех ограничений на вход на рынок иностранных СМИ.

5. Обеспечение полной прозрачность всех органов власти, их бюджетов, а также всех тех, кто получает деньги из бюджета – то есть предоставления в открытом доступе стенограмм всех заседаний всех госорганов, резкое сужение понятия «государственная тайна».

6. Закрепление в конституционном законе предельного объема совокупных государственных расходов на уровне 30% ВВП.

7. Введение запрета на предоставление прямой бюджетной поддержки коммерческим организациям вне зависимости от формы собственности.

8. Ликвидация практики нормирования поступлений в бюджет от штрафов, конфискации и национализации.

9. Ликвидация практики доведения до коммерческих организаций целевых показателей.

10. Отмена НДС и налога на прибыль, переход на плоскую шкалу налога с розничного товарооборота, ликвидация всех налоговых льгот и особых статусов, установление единой плоской шкалы всех таможенных пошлин (3%), а также единого социального налога (15%).

Уроки лидеров и аутсайдеров рейтинга

Из 180 стран рейтинга только 51 имеет индекс восприятия коррупции более 5 баллов. Это значит, что только чуть более 28% стран более-менее научились бороться с коррупцией. Для всех остальных это все еще острая проблема.

Лидерство по рейтингу восприятия коррупции (9,4 баллов из 10) сохранила Новая Зеландия. В пятерку стран, в которых эксперты практически не отметили наличие коррупции, вошли Дания, Сингапур, Швеция и Швейцария. Страны эти очень разные как по политическому устройству, так и по объему государственных расходов. Неизменно самыми некоррумпированными странами мира являются государства с доминацией англосаксонских традиций и протестантизма. Германия оказалась на 14-м месте, США – на 19-м, Китай – на 79-м, а Индия – на 84-м.

Самыми коррупционными в мире являются такие страны, как Сомали (последнее, 180-е место), Афганистан (179), Мьянмар (178), Судан (176), а также Узбекистан (174) и Туркменистан (168). Постсоветские страны затерялись среди хронически развивающихся стран с нечестными практиками и государственным мошенничеством.

Бывшие страны соцлагеря, даже те, которые вступили в ЕС, не блещут в борьбе с коррупцией. Они скопировали забюрократизированную европейскую модель с сильным присутствием государства в экономике. Без культуры честного обращения с чужими ресурсами (бюджетные деньги и государственные активы), без институтов эффективных беспристрастных судов и крепких традиций частной собственности они застопорились на уровне Италии (63-е место) и Греции (71-ое). Румыния (71-ое место), Болгария (71), Хорватия (66), Сербия (83) взяли на вооружение не скандинавскую административно-правовую модель, а франко-итальянскую.

Анализ динамики стран по Индексу восприятия коррупции позволяет извлечь целый ряд ценных уроков. Во-первых, наличие в стране демократии не блокирует коррупцию, а вполне может уживаться с ней. Аргентина (106-ое место), Индонезия (111), Кыргызстан (162) или Монголия (120) – вот только несколько примеров из разных регионов мира. Когда большинство имеет большие полномочия по изъятию значительной доли зарабатываемых меньшинством денег, страна стагнирует, увеличиваются риски для сохранения самой демократии.

Во-вторых, членство в ЕС автоматически не приводит к избавлению от коррупции. Едва ли нам есть чему поучиться у Италии или Греции.

В-третьих, формальная приватизация автоматически не избавляет страну от коррупции, если государство сохраняет большие полномочия по регулированию производства и торговли.

В-четвертых, сохранение больших госрасходов (более 30-35% ВВП) и госактивов (более 25%) не приводит к коррупции только в том случае, если в стране работают формальные и неформальные институты по типу новозеландских, скандинавских или сингапурских.

В-пятых, открытая политическая конкуренция, свобода СМИ, свободная конкуренция и открытый доступ иностранных компаний на рынок страны резко сокращают риски коррупционности.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Впервые с 2002 года в Беларуси увеличилось число людей, которые считают, что коррупция в стране сокращается. За год Беларусь поднялась со 151-го на 139-е место.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика