Одной строкой о Беларуси. 21.by

Одной строкой о Беларуси

14.12.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В судьбе Союза уже никто не уверен.       Photo.ByMedia.NetКак представляется автору, эта распространенная точка зрения не совсем верна. Далеко не всякая война имеет целью уничтожение государства как субъекта международного права. И редкая война, даже если она ставит перед собой такие цели, добивается их.

Например, Германия, безусловно ограниченная в своих суверенных правах поражениями в двух мировых войнах, после каждой из них оставалась Германией.

Суперуспешная совместная война Германии и Советского Союза против Польши, принеся богатые трофеи агрессорам, все же не привела к окончательному упразднению Польского государства. Германия проиграла две мировые войны в течение полувека, но завершила его на вершине своего могущества. Советский Союз войну с ней выиграл, но исчез с политической карты мира.

В мирное время и сам по себе, не исполнив ту историческую миссию, которая оправдывала его существование.

Во всем этом, безусловно, проявляется логика исторического процесса или его алогичность, которые, вероятно, никогда не будут постигнуты до конца. Ну кто, скажите, 40 лет назад мог предположить, что Польша станет членом НАТО, а СССР "рассосется" во времени и пространстве?

Но, как всегда, в начале было слово. Говорилось в то время многое и многими, но главное было сказано летом 1991 года кандидатом в президенты РСФСР Борисом Ельциным в Казани: "Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить!".

Еще существовал Союз, но год назад была принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана, согласно которой он не мог считаться ни субъектом СССР, ни субъектом РСФСР, но субъектом международного права, который выстраивает свои отношения с другими государствами (включая Россию) на договорной основе. Поэтому Ельцин, которому необходимо было стать именно "всенародно избранным" президентом России (в отличие от Горбачева, избранного президентом СССР съездом нардепов), адресовал татарскому народу эти единственно возможные в тот момент слова.

Ельцин стал президентом России, а в Казани продолжилось государственное строительство. 21 марта 1992 года там провели референдум, в результате которого 2/3 населения проголосовало за основные положения Декларации о суверенитете; 31 марта Татарстан отказался подписать федеративный договор с Москвой; 6 ноября была принята Конституция суверенного Татарстана: на референдуме 12 декабря 1993 года менее 1/5 населения Татарстана согласилось с принятием действующей Конституции России.

Таким образом, в 1990-1994 гг. Татарстан, согласно своему законодательству, фактически стал независимым государством. Эксперты оценивали его статус как "внутреннее зарубежье России", каковым в то время стала и Чечня (Республика Ичкерия).

Безусловно, кремлевские руководители могут сказать много хороших слов белорусским (славянское братство, общность судеб и т. д.), но и татарским - не менее. Безусловно, Кремлю хотелось бы, чтобы за Свислочью Россия не кончалась, но не сравнить же эту водную магистраль по своему для России значению с Волгой. И что делать с Шаймиевым, который всегда говорит столько, сколько считает нужным, и делает только то, что считает нужным.

Демократы в Кремле еще продолжают праздновать победу, но уже и задумываются о ее цене. О том, например, что конституционный закон Татарстана "О недрах" отнес всю государственную собственность на своей территории и недра с их содержимым к исключительной собственности республики, а постановление "О воинской обязанности и воинской службе граждан Республики Татарстан" обязало ее граждан проходить воинскую службу только в границах Татарстана.

Получив известие о намерении Верховного Совета Татарстана провести референдум о независимости, Ельцин решил ввести туда войска "для восстановления конституционного порядка". В его окружении настаивали и на аресте Шаймиева, избранного, как и Ельцин, президентом в 1991 году. Впоследствии Шаймиев описал ночь накануне референдума как самую страшную в своей жизни.

На ввод войск Ельцин не решился. И потому, что был или слыл (кому как нравится) демократом, и потому, что собственным примером спровоцировал процесс суверенизации, и ввиду нарастающего конфликта с собственным Верховным Советом, и потому, что не было надежных войск, и потому, что количество территорий, нарушающих конституционный порядок, постоянно увеличивалось.

В конце 1991 года Октябрьский район Москвы (!!!) провозгласил суверенитет своей территории и был запрещен пролет самолетов над ней, Свердловская область вскоре приняла Конституцию Уральской республики, о суверенизации поговаривали в Петербурге, Калининграде, в Сибири и на Дальнем Востоке. А в Чечне, не ограничившись словами, свирепствовал Дудаев.

В общем, Ельцину пришлось пойти на компромисс, подписав в 1994 году Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Надо ли говорить, что Москва из этого противостояния вышла ослабленной, а позиции Казани укрепились? Правда, и Ельцин внакладе не остался - на всех последующих выборах Татарстан обеспечивал нужный ему результат. Понятно, на собственной территории и, пользуясь своим влиянием, повсюду в России.

Можно сказать, что между Москвой и Казанью установилась гармония натянутого лука. Малейшее движение - и стрела полетит. Например, сразу же после образования союза России и Беларуси 2 апреля 1997 года Татарстан объявил о желании самостоятельного вступления в него. Вас двое? Третьим буду...

Очень прозрачный намек, подтвержденный аргументами, - все придется делить поровну. Кроме суверенитета. Его не может быть меньше, чем имело некогда... Казанское ханство. В связи с этим имеет смысл процитировать слова, с которыми к народу республики Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) обратился в 2007 году: "Провозглашение 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете стало важнейшим этапом многовековой антиколониальной борьбы татарского народа...".

В колониальную эпоху Татарстан возвращаться не собирается. Отсюда и его отношение к так называемому союзу - только на равных, как самостоятельное государство.

Путину не удается решить проблему "суверенизации", а значит, и надежно обезопасить Россию от распада. Причем так называемое Союзное государство уже давно стало фактором дополнительного риска. Вхождение Беларуси "на равных" оживит приглушенный сепаратизм в субъектах федерации, на инкорпорацию сама Беларусь, во-первых, не согласится, во-вторых, случись такое, напряженность возникнет между Кремлем и субъектами федерации, которые воспримут это как угрозу для уже достигнутой самостоятельности.

Как отмечают эксперты, сегодня руководства двух российских республик, Татарстана и Калмыкии, получили от Кремля полную свободу действий на своей территории под негласное обязательство не делать заявлений о намерениях выйти из состава России. Причем никто не может дать гарантии, что таких заявлений не последует.

Такая ситуация все больше завораживает руководство соседнего Башкортостана.

Иными способами добился этого же и режим Кадырова в Чечне, по сходному сценарию развиваются события в Дагестане и Ингушетии и, скорее всего, завершатся фактическим обретением ими полной независимости от русско-татарской России.

Во всех остальных областях и автономиях местные губернаторы, хоть их и назначает лично Путин, в своем поведении давно превзошли удельных князьков времен феодальной раздробленности. В отличие от губернаторов. Те, например, не имели возможности "пилить" федеральные деньги и пробивались данью, собираемой в собственных пределах.

Что касается строительства Союзного государства, то его ход уже давно не подчиняется ни Кремлю, ни Минску. Но, судя по всему, будет продолжаться до тех пор, пока его терпят в Уфе и Казани.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Подписанием 8 декабря 1996 года Договора о создании Союзного государства Москва провела блестящую стратегическую операцию, имевшую своей целью уничтожение государственного суверенитета, считают многие белорусские эксперты. Но "блицкриг" не удался.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика