Грозит ли нам переход на собачий лай. 21.by

Грозит ли нам переход на собачий лай

26.12.2009 19:36 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Очень давно, в армии, крепко подружился я с одним москвичом. Умный, образованный парень, он был студентом истфака МГУ, как и я в те годы выдернутым из университета. О чем только с ним не говорили мы, попавшие в «зону» и нашедшие случайно друг друга. Темы, после рабочей смены в шахте (а мы служили в военно-строительных частях, подчинявшихся Средмашу и занятых на объектах, связанных с атомной энергетикой) были роскошные — от «Критики чистого разума» Канта до трудов Моммзена по древнеримской истории.

И вот как-то получаю я от своего друга некую рукопись и вижу, что слово «новелла» там написано через одно «л». И дальше встретились такого рода ошибки. Я был смущен. Такой умница, такой интеллектуал и такая безграмотность! Впрочем, это никоим образом не поколебало нашей дружбы. Спустя некое время, уже в Москве, я как-то спросил его любимую учительницу русского языка: мол, как же так?.. И Татьяна Михайловна подтвердила: да, вот такой грех есть у ее любимого ученика, и никак не удалось его исправить.
До сих пор я считал, что грамотность и интеллект связаны нерушимо. Что человек, много читающий и много знающий, не может быть безграмотным. И вот пришлось убедиться, что это не так… Или, точнее, не совсем так.
Впрочем, несколько позже я убедился, что есть разная безграмотность. Провалы у моего друга по части орфографии имели, скажем так, системный характер. Они касались двойных «л» или «н» в каких-то словах или еще чего-то подобного. То есть это не была «разнообразная» и очевидная орфографическая патология. Поэтому я по-прежнему, допуская определенные исключения, твердо стою на той позиции, что культура, интеллект, знания неразрывно связаны с грамотностью. Грамотное общество рождает грамотную власть… И далее можете сами выстраивать логическую цепочку. Недавно один высокий чиновник представлял коллективу нового руководителя. Повеяло жутким убожеством, умственной нищетой, и, конечно же, безграмотностью. И натурально, в который раз встал вопрос: если такие, как он, там, «наверху», то что же в принципе, в целом представляют собой эти «верхи»?
Но, кажется, нынче я настроен опровергать самого себя. А ведь на демократическом Западе с грамотностью тоже далеко не блестящие дела. В США 32 миллиона граждан не умеют читать и писать. Во Франции 9 % процентов населения неграмотны. По данным Еврокомиссии, 25% от общего числа школьников стран Евросоюза очень скверно пишут и читают.
Ну да, скажет знающий читатель, в Америке вон сколько эмигрантов-маргиналов из отсталых стран собралось. Как, впрочем, в той же Западной Европе.
Читатель отчасти прав. Но - увы! - не только маргиналы-эмигранты дают «плохую цифру». Коренные жители составляют немалую ее часть. Вот в чем проблема. И, может быть, здесь, в этой «плохой цифре», корень тех (в том числе экономических) проблем, с которыми нынче столкнулись и США и Европа? Но там, на Западе, всегда понимали, что значат для будущего их стран инвестиции в образование, в науку.
А у нас куда инвестируют? В «вертикаль»? В чиновников? В охранные структуры и охранительные СМИ?
Если это не так, то почему не действует цепочка «грамотность - хорошее образование - интеллект у власти - демократия - благополучие общества»? Не потому ли, что она разрушена уже в самом начале? Грамотность заменена исполнительностью. Конкуренция знаний, интеллекта - умением выслужиться. Отсюда, естественно, и результаты.
Еще говорят, что грамотность подорвал интернет. И в самом деле, разве не завоевал блогосферу «олбанский язык» с его «исчо», «преведами» и «аффтарами»? Кстати, у интернетного новояза есть защитники и пропагандисты на высоком научном уровне. Видный специалист по фонетике, глава Королевского Орфографического общества, английский профессор Джон Уэллс предлагает сбросить с пьедестала «идола орфографии» и писать, как в чатах и sms-aх, т.е. коротко, как он считает, «логически», а по сути - ну вроде того, как в животе урчит… Заурчало что-то и, минуя мозг, тут же выплескивается в какие-то подобия слов. Профессор не задумывается над тем, что подобное правописание может в итоге привести к тому, что его сторонники вскоре перейдут на собачий лай. Действительно, зачем затруднять себя, если можно просто коротко гавкнуть? И в ответ получить подобное.
А ведь это путь к вырождению. Вот куда тянется проблема грамотности-безграмотности.
Что же касается обвинений в адрес интернета, то он здесь, право, без вины виноватый. Неграмотные тоже ведь хотят самовыражаться. Иногда мне кажется, что они делают это даже чаще, чем грамотные. И нередко прячут свою очевидную безграмотность под «олбанский язык». Разве не так?
А интернет сам по себе - напротив, он умный, он хочет помочь нам. Доказательством тому великолепный языковой портал «Ярус», организованный Астраханским университетом. Там можно получить и онлайн-диктанты, и тесты, и ребусы, и посмеяться над собственными результатами или сильно зауважать себя.
И, пожалуйста, без кривой ухмылки. Это не та реклама, за которую платят.
Хорошо бы, кстати, что-то подобное и по белорусскому языку организовать. 
«Белорусские новости»

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Очень давно, в армии, крепко подружился я с одним москвичом. Умный, образованный парень, он был студентом истфака МГУ, как и я в те годы выдернутым из университета. О чем только с ним не говорили мы, попавшие в «зону» и нашедшие случайно друг друга. Темы, после рабочей смены в шахте (а мы служили в военно-строительных частях, подчинявшихся Средмашу и занятых на объектах, связанных с атомной энергетикой) были роскошные — от «Критики чистого разума» Канта до трудов Моммзена по древнеримской истории.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика