«Картины «Глубокое течение» и «Вам задание» можно продать, поставив ярлык – «самое плохое кино в мире». Они бы пользовались популярностью именно под таким брендом». О белорусском кино в интервью Еврорадио рассказывает культуролог и кинокритик Андрей Росинский.
- Что интересного в белорусском кино происходило в 2009 году? Вообще, кино в Беларуси как-то не на виду, и иногда создается такое впечатление, что там совсем ничего не происходит…
Росинский: В 2009-м году в белорусском кино шли довольно интересные процессы. С одной стороны оставалась инерция авторитарного неосталинского кино, но в то самое время начались процессы обновления.
За последние 10 лет выработался такой жанр - "военно-пригонного" кино, когда бесконечно обсасывается военная тема, несмотря на сопротивление зрителей и художественные качества этой картины. Такой очередной лентой стал "Днепровский рубеж", где абсолютно отсутствовал сценарий, который, кстати, составлял Дударев, где отсутствовала и актерская игра. Картина очень плохая, ее смотреть просто невозможно.
С другой стороны, этот сталинский милитарный запал начал успокаиваться, разлагаться сам по себе. Например, появилась картина «Кадет» Дудина, в которой действие происходит в послевоенное время. Картина не очень удачная, но там есть интересные тенденции - там одним из положительных персонажей является военнослужащий, который после войны партизанит против Сталина. Это уже очень показательно, и само па себе довольно интересно.
Появилась картина «Инсайт» Ренаты Грицковой - сегодняшняя современная драма, для фестиваля «Ноябрь» - самое то, во всяком случае, выставлять ее там не стыдно. Это мелодрама с довольно жестокими сюжетными поворотами, очень жестокими. Но, к сожалению, сценаристка и режиссер решили сделать авторское кино, хотя можно было бы ограничиться очень хорошей качественной мелодрамой…
Но самое важное, что произошло в белорусском кино в 2009 году - это приглашение опальных режиссеров на киностудию. Это Колбышев, который снял антитоталитарную картину «Волки», это Кононович, который закончил фильм «Денежное дерево», ну и это конечно Андрей Кудиненко с «Масакрой».
И вот на фоне этого обновления остается абсолютно старая еще из советских времен нереформированная инфраструктура. Киностудия остается бюрократичной организацией. Института продажи картин нет, нет рекламы картин, чисто продюсерских институтов - ничего этого нет. Создание нового кино происходит в абсолютно старой формации.
- У «Беларусьфильма» есть такое прозвище «Партизанфильм». Но, возможно, это и не плохо, что мы снимаем фильмы про войну? Надо просто снять хороший фильм про войну!
То, что мы называем «Партизанфильм» - на самом деле миф. В советские времена изо всех фильмов, сделанных на киностудии, и трети не было про войну. Это было действительно небольшое количество картин.
Но миф же такой сложился…
Да, потому что такие фильмы были самые показательные. И самые яркие. А вот во времена Лукашенко - это действительно исключительно военные темы и исключительно партизанское кино.
У каждой темы есть свои времена, когда она подходит. Если тема свое отжила, а ее продолжают обсасывать - это уже мертвое кино. Кудиненко своей «Мистерией» закрыл партизанскую тему. Она уже исчерпалась. Ну вот скажите, кто сейчас пойдет на военный фильм?
- На Тарантино же - идут
- Ну так то - Тарантино, вы посмотрите как он снял фильм, он же осмеивает всю эту военную тему. У нас могли бы снять хоррор на эту тему - «Партизанская резня двуручной пилой», что-то такое…
А эти картины «Глубокое течение», «Вам задание»… Их можно смело продавать как вообще самые плохие картины, сделанные во всем мире. Они бы пользовались популярностью именно под таким брендом, ну разбавить разве что некоторыми эротическими сценками, хотя, я думаю, их уже и разбавлять не надо, там все есть.
Ну а какие темы кроме военных могли бы быть интересны белорусскому зрителю. Какие темы могут быть близки белорусскому кинематографу?
Исторические темы. Вот сейчас Кудиненко окончил съемки фильма «Масакра» по сюжету «Локиса» (новелла Проспера Мериме, - авт.). Там сюжет очень сильно переработан, действие перенесено в 19 век в Беларусь, где граф превращается в медведя, где очередные российские оккупанты собираются делить наследство этого графа, и им там на орехи достается, их этот медведь на куски порвал.
У нас же огромное количество неподнятых историй, которые так и просятся на экран, по которым можно сделать отличные сериалы, например про Соломею Русецкую - «Авантуры майго жыцця», мелодрамные приключения… Про Барбару Радзивилл, слушайте, какой сериал можно запустить!
- А какие могут быть темы кроме исторических?
- Кроме истории - современные драмы, мелодрамы, современные комедии. Они малобюджетные, не требуют большого бюджета, потому что это современность, но они должны быть хорошо прописаны, должна быть хорошая драматургия.
- Кстати, как у нас дела со сценаристами? Есть ли хорошие сценаристы в Беларуси?
- У нас всегда была довольно серьезная проблема со сценариями на Беларусьфильме. И это несмотря на то, что у нас есть неплохие сценаристы. Есть Александр Качан, который написал сценарий "Масакры" и "Оккупации". Есть, наконец, очень успешный коммерческий автор Андрей Курейчик, который заработал славу в России. Но в Беларуси он оказался невостребованным. Для Беларусьфильма он не подходит, Беларусьфильм еще не реформирован, чтобы коммерчески работать с авторами.
- Что более важно для хорошего кино: хороший сценарий, режиссер, актер, ресурсы? И как с этим всем дела у нас. Чего нам больше всего не хватает?
- У нас есть очень серьезная проблема - произошло вымывание 2-го слоя, это технические сотрудники, ассистенты оператора, работники площадки... Это профессии, которые требуют навыков, которые требуют, в свою очередь, знаний. Этому в Академии не учат, это все усваивается на практике, надо учиться на съемках. Но что у нас снимается?
Кино - это не только искусство, но и целая индустрия со своими правилами. И это вымытое звено, которое было очень важным, дисциплина, которая остается советской - это очень плохо.
- Учат ли у нас талантливых режиссеров, какое в Беларуси кинообразование?
- У нас был Туровский и Пташуковский выпуск, ну и еще Дашук выпустил документалистов. А теперь что? Чтобы выпускать творцов, кинорежиссеров нужны мастера - Пташук умер, Туров умер… Кто этим будет заниматься? И к тому же, вот выпустят сейчас людей, где они будут работать?
- С одной стороны, учить некому, с другой - даже если и обучат, то негде работать… Понятно, что еще одна наша проблема - эта ограниченность в ресурсах. Можно ли при такой ограниченности снимать хорошее кино?
- Кино можно снять с очень ограниченными ресурсами и вообще почти без ресурсов. Та же «Оккупация» начиналась без ресурсов, а получилось довольно популярное авторское кино.
Главное - эта идея, о чем фильм. Бюджет тут как раз не мешает. Другое дело, что когда мы делаем какую-то блокбастерную картину, которая требует больших специальных эффектов, массовок, рекламы и т.д., то да, это действительно требует определенных ресурсов. «Масакра» требовала от «Беларусьфильма» довольно серьезных ресурсов.
Но если мы говорим о современной молодежной драме, снятой в современных декорациях с современными актерами, тут на первый план выходит сценарий и актерская игра. Важно еще конечно как это срежиссировано - можно так хитро и изобретательно срежиссировать, что это будет цеплять.
- Почему складывается такое впечатление, что мы сильнее в неигровом кино, чем в игровом? Причина все в том же, недостатке ресурсов, или есть другие причины?
- Причина в том, что наша киностудия остается бюрократической инстанцией. Она не включена в рынок, она никак не завязана на прокат, на продажу картин. У нас этим просто не умеют заниматься. А картина начинает продаваться долго до того, как она начнет сниматься. Неигровое кино у нас сильное еще и потому, что есть сильные авторы. Это Виктор Аслюк - европейский киноакадемик, Галина Адамович - выдающийся автор-документалист, Михаил Ждановский.
Документалист может быть сам и сценаристом, и операторам, и режиссером. Он не так включен в эту бюрократическую машину с водителями, со вторым и третьим эшелонами осветлителей, со всем этим бюрократическим аппаратом, который нависает над игровым кино. Он достаточно свободен в этом смысле, он может снимать кино.
Кстати, Виктор Аслюк снял картину, которая прошла по всем фестивалям и вошла в киноэнциклопедии - "Мы живем на краю". Часть картины он просто снимал на свою собственную камеру. Получился выдающийся шедевр. С игровой картиной такой фокус не прошел бы.
Еще у нас сильное анимационное кино, потому что это опять таки завязано на одного человека - автор рисует и получает результат. Он один на один со своими анимационными персонажами, и может делать с ними все что угодно.
- Ну вот вы говорите, что у нас проблема со сценариями. А если бы я написала сценарий для игрового кино… Куда мне его нести? И будет ли вообще на него кто-то смотреть?
- Сценарии отправляют на киностудию, но насколько там этот все сработает - этот большой вопрос. Если в свое время первая награда была дана Дудареву за "Днепровский рубеж", где сценарий просто отсутствует, там нет ни героев, ни сценария, то у меня вопрос - что тогда худшее, если это лучшее? И по какому критерию это отбирается?
Отбирать должен продюсер, у нас продюсера нет. У нас есть художественный совет, которая ни за что не отвечает, архаичный абсолютно. И это беда.
- Может ли такая небольшая страна как мы зарабатывать на кино?
- Чехия зарабатывает, Румыния зарабатывает. Про Данию я вообще молчу - это просто кинодержава с большими и давними традициями. Румыния вышла на рынок со своей фишкой - "золотая" эпоха Чаушеску, они с этими картинами выходят на фестивали, это интересно всему миру. Мы тоже можем выходить со своими темами.
Другое дело, из-за того, что у нас страна маленькая, чтобы окупалась картина, которая стоит серьезную сумму - всех зрителей Беларуси недостаточно, картина должна продаваться за границами Беларуси, чтобы элементарно себя окупить. Этого нет.
У нас в последние 15 лет говорили: вот у нас есть российский рынок, но о рынке на самом деле никто не думал. Нам надо выходить на рынки западной Европы, на рынки Польши, Германии, Англии. Но мы должны снимать что-то, что было бы интересно не только нам, но и остальным.
- Это как-то фантастически звучит… Не верится, что наше кино может продаваться в Польше, Германии и Англии...
- Почему? Вот картины Аслюка идут в Берлине, в Иране, Во Франции… Почему режиссер должен посылать сам свои картины на фестивали, на телеканалы и т.д., а этого не делает киностудия? Это студия должна об этом заботиться.
Те же самые фильмы "Вам задание" и "Глубокое течение", их же можно продать. Их можно продать, поставив ярлык - "самое плохое кино в мире". Есть такая студия "Трома", которая выпускает трэшевое кино. Там есть такая картина "Нацисты-серфингисты должны умереть", так вот это "Вам задание" переплюнет любых "Нацистов-серфенгистов". Просто это надо определенным образом упаковать и продать.
- Давайте подытожим: что интересного будет происходить в белорусском кино в 2010-м году?
- Самое интересное - это будет премьера «Масакры», в широкий прокат пойдут "Волки". Планируется проект о Ефросинье Полоцкой, я не знаю, будет он запущен или нет. Возможно, будет запущен сериал «Каласы пад сярпом тваім» по Короткевичу, возможно, будет сделана телевизионная лента про Янку Купалу. Будет поворот к историческим темам.
- И напоследок, посоветуйте, пожалуйста, список белорусских фильмов, которые стоит посмотреть, такой «маст си» белорусских фильмов?
- Из последнего стоит посмотреть «Оккупации и мистерии», посмотрите картины Аслюка, особенно «Мы живем на краю». Из белорусской классики - это немая картина «До завтра», «Чужая бацькаўшчына» Рыбакова. Из детского кино - «Город мастеров» Бычкова и «Приключения Буратино» Нечаева. Также стоит посмотреть фильм «Через кладбище» Турова, «Иди и смотри» Климова, и конечно «Дзікае паляванне караля стаха» Рубинчика - такое медитативное авторское кино, которое бы снял Филлини, если бы родился в Беларуси, о местной терпимости, толерантности, всеобщей вялости и безразличии к жизни.
«Картины «Глубокое течение» и «Вам задание» можно продать, поставив ярлык – «самое плохое кино в мире». Они бы пользовались популярностью именно под таким брендом». О белорусском кино в интервью Еврорадио рассказывает культуролог и кинокритик Андрей Росинский.