По статистике доля иностранных инвестиций в экономику Беларуси в 2009 году сократилась на 4,3% по сравнению с предыдущим годом и составила всего 1,4% в общем объёме инвестиций в основной капитал. Какой выход? Использовать собственный интеллектуальный потенциал. Однако действительность показывает, что даже перспективные разработки белорусских изобретателей остаются невостребованными в родных стенах.
Конкретный пример. Инженер по топливу ОАО «Парахонский» Пинского района Сергей Телятицкий, который несколько лет занимается испытаниями разработанного им «Устройства активации топлива», утверждает, что характеристики существующих двигателей внутреннего сгорания можно серьёзно улучшить за счёт их модернизации. Некоторые чиновники и руководители предприятий демонстрируют поразительное равнодушие, а отдельные ученые откровенно завидуют автору. Однако он оказался с характером, сообщает газета «Вечерний Брест». Некоторое время назад пинчанин заинтересовался раскручиваемым в автомобильной прессе американским брендом Super Fuel MAX. В рекламе утверждалось, что разработанный зарубежными учеными прибор, установленный на топливопровод двигателей, позволяет добиться более полного сгорания топлива и приводит к улучшению эксплуатационных характеристик двигателей. Если это так, задумался пинчанин, то почему разработка не применяется в серийно выпускаемых автомобилях? Телятицкий занялся собственными исследованиями. Вначале зарегистрировался как ИП, а впоследствии создал ЧУП в соответствии с президентским указом № 302. Беглого взгляда на конструкцию прототипа было достаточно, чтобы понять: она не оптимальна. В 2007 году исследования начались с моделирования. При содействии комитета экономики Брестского облисполкома инженер обратился в автобусный парк № 3 г. Пинска, где на одном из рейсовых автобусов была установлена экспериментальная модель. Впрочем, предприятие испытаниями себя утруждать не стало. Устройство взяли, и протокол все же подписали: сильное увеличение тяги, снижение выбросов наполовину. В различных СТО, куда автор разработки обращался за независимой оценкой выбросов двигателей автомобилей, как правило, отказывали. Помог только директор ООО «Автошрот» Анатолий Войцехович. Разработку он проверил вначале на личном автомобиле, а затем разрешил тестирование на своей производственной базе. Параллельно с этим велась работа по оформлению технической документации, которой занимался опытный инженер по стандартизации и сертификации Евгений Грудовик. Техническую и консультационную помощь автору оказывали юрист Эдуард Линкевич, доцент физико-математических наук Северина Сухвало (г. Минск), патентный поверенный РБ Тамара Ласко (г, Барановичи) и консультант НЦИС Жанна Юркевич (г. Брест). Вот что рассказали испытатели: Сергей, водитель ОАО «Парахонское»: - Я испытал это устройство и на грузовике, и на личном автомобиле. Зная из моего рассказа о предстоящем ремонте двигателя, автор настоял, чтобы я применил разработку до его разборки. Позже, при разборке двигателя, когда приступил к замене колец, обнаружил, что абсолютно нет нагара на поршневой группе, кольцах и головке. Чистить не было надобности, как будто двигатель только что с завода-изготовителя. Кроме того, реально экономится топливо. Мой автомобиль с дизельным двигателем вместо 5,5 л на 100 км пробега стал расходовать 3,5 л, увеличилась тяга. Причем абсолютно неважно, какого качества топливо залито в бак. Еще до разборки двигателя при прохождении техосмотра низкий уровень выбросов вызвал удивление на СТО. Андрей, работник ЖКХ (г. Брест): - Я поставил устройство на свой автомобиль с большим объемом бензинового двигателя. Смонтировал в Пинске (кстати, это несложная операция) и ехал затем по трассе в Брест. Если до установки расход был 10 л бензина на 100 км, то после установки - 10,5 л на 180 км. Такая же экономия была и во время езды по городу. При этом не имеет значения, какой бензин: 80-й или 92-й. Двигатель работает лучше и тише. Сергей, водитель, Пинское РСУ: - После установки прибора экономия топлива составила в среднем 15 %. Вредные выбросы в атмосферу сократились в несколько раз. Содержание СО2 было 6%, а стало около 0,3%, то же самое и по СН. Эксперты Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) усмотрели в проекте ТУ (технических условий) изобретательский уровень и направили документы по разработке на согласование в несколько ведомств. В УГАИ МВД и в Минприроды согласование прошло без проблем. Но совершенно иначе обстояло дело в Объединенном институте машиностроения Национальной академии наук (НАН). Рассказывает автор Сергей Телятицкий: - Согласование с организацией, которая сама должна заниматься подобными разработками, приобрело характер проблемы. Это невольно наводит на мысль: нужны ли вообще такие согласования, представляющие узаконенное поле деятельности по перехвату чужих идей. Ведь, используя фантастические возможности НАН, изобретения можно представить как свои выстраданные, обвинив самого же автора в плагиате. Один из чиновников, занимающих довольно высокую должность в Институте машиностроения, увидев документы, вначале «потерял» письмо с просьбой о согласовании, попросив при этом установить устройство на автомобили института для самостоятельного тестирования (якобы результаты в протоколах сильно завышены). А через неделю заявил, что его организация вообще не имеет права согласовывать подобные проекты и поэтому надо заменить письмо на другое - с просьбой о научной оценке. Я ему поверил. Заменил. И он тут же затребовал все по разработке. Письмо пришлось отозвать. Через секретаря договорился о встрече с директором института академиком М.С. Высоцким. Но в назначенное время меня ожидала группа людей, встретиться с ним не дали. По их поведению было видно: чтоб только шеф не узнал о «художественной самодеятельности». Разошлись так: я им - бумагу, что устройство не является изобретением, они мне - что и согласование с ними не нужно. В 2009 году «Устройства активации топлива» были внесены в реестр государственной регистрации Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Национальным центром интеллектуальной собственности выдан патент на перспективную разработку. Она имеет специфическую область и методику применения, свою нишу и обладает весьма высокими характеристиками. Для ее внедрения требуется производственная база и опять-таки инвестиции. Но поднять такую махину в одиночку не под силу. В то же время пинчанин распутал клубок «непонятного» неприменения его разработки в автопроме: существующие двигатели просто не готовы к работе с подобными устройствами. Сергеем Телятицким подана заявка на изобретение, проводится патентная экспертиза. На испытаниях получен ряд, казалось бы, необъяснимых и, на первый взгляд, фантастических результатов. Это взгляд за горизонт. Там - новый двигатель. Дальнейшие исследования обещают новые изобретения и открытия. Но это требует труда коллективов, таких как НАН и автоконцерны.
По статистике доля иностранных инвестиций в экономику Беларуси в 2009 году сократилась на 4,3% по сравнению с предыдущим годом и составила всего 1,4% в общем объёме инвестиций в основной капитал. Какой выход? Использовать собственный интеллектуальный потенциал. Однако действительность показывает, что даже перспективные разработки белорусских изобретателей остаются невостребованными в родных стенах.