Аналитический центр "Стратегия" и Научно-исследовательский центр Мизеса в декабре 2009 — январе 2010 года провели общенациональный репрезентативный опрос "Портрет гражданского общества Беларуси. Ценности белорусов". Результаты исследования были представлены 4 февраля в Минске.
Вот как прокомментировал БелаПАН полученные результаты заместитель председателя ОГП экономист Ярослав Романчук:
"Мы установили многие интересные вещи. Например, сколько в стране "советских белорусов" — это первый тип, определенный нами на основании полученных ответов. Их оказалось довольно много — 2,4 млн. человек. Это люди, которые считают, что "начальник" над гражданским обществом — правительство. Они не верят в то, что люди занимаются гражданскими инициативами, потому что у них такие ценности и интересы. Они считают, что Беларусь — свободная страна, в которой они совершенно спокойно могут жить. Это электорат существующей власти — 38,6% населения.
Вторая группа — "европейские белорусы". Их 2,6 млн. (почти 42%) — это те, кто классически воспринимает гражданское общество. Оговорюсь, не все они активно участвуют в неправительственных организациях, поддерживают инициативы. Это те люди, которые разделяют ценности европейцев, считают, что президент и правительство мешают развитию гражданского общества, а чтобы поддержать его, нужно провести свободные демократические выборы.
И третья группа — это "пофигисты-мистики". Это те, кто считает: "моя хата с краю", "все равно обманут", что гражданское общество — это безразлично или вредно, они не ходят на выборы, не участвуют в митингах. Если происходит консолидация "советских белорусов" и "пофигистов-мистиков", получается, к сожалению, большинство.
Но есть оптимизм, что многие из "европейских белорусов" готовы увеличить свою активность. 1,5 млн. человек на протяжении последующих двух лет готовы присоединиться к гражданским инициативам. И наибольший рост фиксируется по таким направлениям, как свобода слова, защита гражданских и политических прав, экономическое просвещение".
Считаю, большой сигнал в будущее — то, что больше 40% белорусов уверены в том, что им не хватает предприимчивости, 39% — смелости. Поэтому проведение информационных и образовательных кампаний, нацеленных на то, чтобы больше было белорусов смелых, предприимчивых, инновационных, безусловно, будет иметь успех. А содержательная сторона проектов — здравоохранение, предпринимательство, создание новых рабочих мест, то, что получит одобрение среди, по крайней мере, европейцев. И даже если эти 42% начнут более активно участвовать в кампаниях, думаю, Беларусь будет совершенно иной, и наши власти не смогут игнорировать мнение такого почти большинства".