Начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью КГБ Игорь Шуневич рассказал «Еврорадио», почему борьба с коррупцией для КГБ — факультатив, воюют ли они с милицией и по какому праву арестовывают милицейских чиновников.
ЕРБ: В то время, когда представители Генпрокуратуры, Министерства внутренних дел и Комитета госконтроля на пресс-конференции рассказывали о своем вкладе в борьбе с коррупцией, говорили о количестве заведенных уголовных дел, возвращенных государству деньгах, вы молча сидели рядом. Неужели Комитету государственной безопасности в этом смысле нечем похвастаться? Может, вы какую-то первичную информацию для проведения дальнейшего расследования собираете и передаете в МВД, к примеру?
Игор Шуневич: Надо исходить из того, что Комитет государственной безопасности - это прежде всего спецслужба. И правоохранительные функции у него как факультатив. Его назначение - обеспечение национальной безопасности. По части борьбы с коррупцией у нас есть весь инструментарий для того, чтобы выявлять и расследовать преступления коррупционной направленности самостоятельно. Что же касается обмена информацией с другими правоохранительными органами, то, безусловно, такой обмен осуществляется. Но мы имеем силы сами все делать. Поэтому выявляем, расследуем и направляем в суд самостоятельно преступления коррупционной направленности. Тем более, что в соответствии с законом и недавно принятыми законами нам это разрешено. Даже, скажем так, в последнее время приняты такие законы, которые расширяют наши полномочия в этой части.
ЕРБ: Бывает ли так, что вести следствие по делу какого-то слишком высокого чиновника следователи МВД самостоятельно опасаются и обращаются за помощью к вам - как к более "серьезной" организации?
Игорь Шуневич: Дело в том, что, на мой взгляд, неприкасаемых с точки зрения привлечения к ответственности в нашей стране нет. Вопрос можно рассматривать в другой сфере: возможность выявления таких лиц, возможность реализации тех или иных оперативных материалов. По этой части я бы сказал еще, что важным является профилактика. Все-таки высокие должностные лица - это те лица, которые отбираются специально, в отношении которых принимаются решения после их предварительной проверки. Поэтому говорить, что все чиновники - коррупционеры, нельзя. Что же касается обращения к нам Министерства внутренних дел за помощью в привлечении тех или иных должностных лиц к уголовной ответственности, таких фактов я вам не приведу.
ЕРБ: В последнее время много говорят о противостоянии между КГБ и МВД. Есть ли для таких разговоров какие-то основания?
Игорь Шуневич: Я уверен, что эти разговоры являются результатом выполнения какой-то задачи. И распространение таких сведений, распространение таких выдумок - выполнение какой-то задачи. Я вижу и не боюсь этих слов, что эта задача направлена против нашего государства, против внутренней системы управления в нашей стране. Ни больше, ни меньше. Банальные вещи говорю, но, тем не менее: война между двумя правоохранительными ведомствами в одном государстве - это нонсенс, такого быть не может. Потому что если хотя бы приметы такого появятся, это будет ликвидировано сразу же и жестко. Это невозможно даже с точки зрения каких-то законов. Ведь, во-первых, разные сферы деятельности, нет никакой конкуренции абсолютно - поэтому почвы для такого социального феномена нет и быть не может.
ЕРБ: В то же время мы слышим о том, что милиционеры арестовали сотрудника КГБ. Через некоторое время появляются данные об аресте милицейских чинов Комитетом. Но ничего не слышно о том, например, что комитетчики арестовали кого-то из своих коллег. И наоборот. Но ведь и там, и тут есть службы внутреннего расследования, собственной безопасности. Они что, не работают? Или мусор из дома не выносится, и поэтому мы о таких арестах не знаем?
Игорь Шуневич: Вы сами отвечаете на свой вопрос: комментировать свою работу - это прерогатива ведомств, безусловно. Могу лишь сказать, что согласно действующему законодательству - не в соответствии с вещами общими и понятными вроде того, что у каждого есть орган внутренних расследований, а именно согласно действующему законодательству - Комитет государственной безопасности наделен правом контрразведочной деятельности на ряде контролирующих и правоохранительных органов. Поэтому факты возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов объясняются этим законным правом.
ЕРБ: Кстати, что слышно о судьбе арестованного, теперь уже бывшего полковника Шишло?
Игорь Шуневич: Бывший полковник милиции Шишло привлечен к уголовной ответственности, и сейчас проходит судебное дело по этому уголовному делу. Ему предъявлено обвинение в совершении должностных преступлений. В том числе по коррупционным статьям. Количество эпизодов - это такая статистика, которую вы можете получить в нашем пресс-центре. Но эпизодов несколько, не по одному факту он привлечен. Закончится суд, официально будет позиция суда изложена в приговоре, тогда можно будет говорить о чем-то дополнительно.
Начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью КГБ Игорь Шуневич рассказал «Еврорадио», почему борьба с коррупцией для КГБ — факультатив, воюют ли они с милицией и по какому праву арестовывают милицейских чиновников.