Попасть в переплёт: издатели есть, а бизнеса не видно
14.02.2010 22:39
—
Новости Общества
|
Наши авторы пишут, типографии печатают, а издатели издают. В 2009 году на каждого белоруса вышло по пять книг. Но ни одной громкой премьеры, ни одной заметной коммерческой сделки. Писатели с великими именами создавали свои романы годами, зачастую переписывая их подчистую по несколько раз. Например, жена Толстого отправляла Льва Николаевича переделывать «Войну и Мир» 52 раза. И какое знатное получилось произведение! Времена меняются, но суть литературы остается. Только наряду с произведениями великими, ценность которых определят последующие поколения, в мире ценятся и оцениваются все чаще романы не просто читабельные, а хорошо продаваемые. ГЛАВА 1. ПИСАТЕЛИ Александр Галькевич – врач скорой медицинской помощи, он же – белорусский писатель. Среди стендов множества издательств на выставке «Мир книг» он ждет своего читателя, который подойдет и попросит автограф. Но его работы о добре, спорте и о любви привлекают внимание мимо проходящих редко. Александр Галькевич, писатель: А рядом в это же время раздают автографы другие. Катрин Милле – критик и искусствовед, она же – писательница со скандальной репутацией, которая заставила всю Францию в один голос воскликнуть «о-ла-ла!». Мадам Милле растиражировала собственные сексуальные откровения. Ее книга – бестселлер, который разошелся по миру в 47 переводах на разные языки, а сама Катрин теперь звезда на культурном небосклоне современной французской литературы. Катрин Милле, писательница (Франция): ГЛАВА 2. КНИГИ Спроси у любого белоруса любое имя современного белорусского писателя и услышишь в ответ тишину. Но ведь наши авторы пишут, типографии печатают, а издатели издают. В 2009 году на каждого белоруса вышло по пять книг. Но ни одной громкой премьеры, ни одной заметной коммерческой сделки. Оправдываются по этому поводу все: пишущие говорят — мало раскрутки, а издающие отвечают — мало огня в текстах. И все сходятся в одном — книжному рынку одной страны мало. Елена Бобр, начальник отдела реализации издательства: В России писатель получает от стоимости всего тиража 10%, в Беларуси — регламентированные гонорары. В этом нет ничего плохого, просто условия разные. Просто в России книги — это бизнес, с так называемыми «литературными неграми» и битвой за бренд на обложке. Просто в Беларуси восемь сотен издательств, из которых только пять государственных, предпочитают половину печатных возможностей отдавать детской литературе. В противовес российскому засилью, так называемых «черных» и «розовых» романов, белорусский издательский бизнес ставит высокие социальные идеалы. Но и при них старается не утонуть в коммерческих издержках. Игорь Лаптенок, заместитель министра информации Республики Беларусь: ГЛАВА 3. БИЗНЕС Издатели есть, а бизнеса не видно. Белорусские писатели с крупными издательствами работают чаще в одноразовом режиме — на один или два проекта. Сейчас, например, готовят выход 12 книжек белорусских фантастов. Только вот будет ли этот тираж фантастически прибыльным, ни писатели, ни издатели отвечать не берутся. Чтобы книгу продать – нужно запустить особый механизм. Тут работает и двигатель рекламы, и поршни торговли. Хотя в Германии, например, свое не последнее слово в литературе играет, как ни странно, книжный магазин. Именно продавец со своим чутьем обрекает произведение на провал или благословляет на славу бестселлера, а еще готовит читателя задолго до выхода книги. Поэтому каждый месяц вся торговля работает исключительно на одного автора, только ради того, чтобы «хит» ушел с полок за раз. На постсоветском пространстве книжным продвижением чаще занимается исключительно сарафанное радио. Вернер Тиле, владелец издательства (Германия): ПОСЛЕСЛОВИЕ Пока читательский спрос Европа удовлетворяет откровенными романами с интимными подробностями мыслей и жизни, Россия – идет за Европой, приглашая в ряды писателей любых одиозных личностей. И Ксюша Собчак и Оксана Робски включаются в писательство без оглядки на критиков. А критики порой готовы согласиться назвать классиком любого графомана — ведь и критика зарабатывает на тиражах. Во всех этих громких писательских премьерах, в которых Беларусь не числится, остается много вопросов: что лучше? — когда литература зависит от бизнеса или когда бизнес зависит от читателя. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наши авторы пишут, типографии печатают, а издатели издают. В 2009 году на каждого белоруса вышло по пять книг. Но ни одной громкой премьеры, ни одной заметной коммерческой сделки.
|
|