Сегодня Орша известна в первую очередь как крупный железнодорожный узел. Возникнув на пути «из варяг в греки», город практически всю свою 930–летнюю историю стоял на перекрестке водных и сухопутных дорог. Отсюда его большое значение для развития торговли. Кроме того, занимая пограничные рубежи того времени, Орша превратилась в своего рода буфер между Москвой и Варшавой, что, конечно, счастья местичам не приносило: не единожды город становился жертвой разрушительных войн. Но потом находил в себе силы для возрождения и дальнейшего развития.
До XVII века в городе существовали лишь православные храмы. Так, издавна известна Ильинская церковь, как считают, первоначально возведенная еще в XV столетии. Правда, подробности того, как она выглядела тогда, нам узнать уже не суждено. В 1880 году на этом месте в псевдорусском стиле выстроили каменный храм, сохранившийся до наших дней.
В 1623 году известный ревнитель православия Стеткевич вместе со своей супругой основал Богоявленский мужской монастырь. А восемью годами позже — женский Успенский монастырь. Эти обители располагались в полуверсте друг от друга, носили название Кутеинских и стояли неподалеку от впадающей в Днепр речки Кутеинки, которой сейчас уже нет. При монастыре организовалась знаменитая типография. В 1656 году войска Алексея Михайловича вывезли ее сначала в Иверский монастырь под Новгородом, а затем в Воскресенский Ново–Иерусалимский — под Москвой. В середине XVII века в Россию отсюда отправили книг и типографского оборудования на огромную сумму — 30 тысяч золотых рублей. В начале русско–польской войны в Кутеинском монастыре проживало 200 монахов, в конце XVII века их осталось около 60. Вместе с монахами в Россию добровольно или насильно переселилось множество крестьян и ремесленников, которые вместе с семьями и нехитрым скарбом привезли и новые для тех мест виды ремесел и технологий: производство полихромных изразцов, объемную сквозную резьбу по дереву — «белорусскую резь», художественное литье металла...
В женском монастыре первоначально возвели деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но вскоре она сгорела и на ее месте вырос каменный храм. В 1656 году монастырь посетил царь Алексей Михайлович, после чего появилась грамота с высочайшим повелением ежегодно отпускать из казны на содержание обители 300 рублей и 330 четвертей хлеба.
В 1658 году по повелению русского царя бывший иезуитский монастырь в Смоленске был превращен в православный женский Воскресенский монастырь. Сюда и перевели монахинь из Кутеинского монастыря, а их прежние места заняли сестры из других обителей. Есть предание, что по воле Алексея Михайловича из монастыря под Оршей забрали игуменью и некоторых монахинь в московский Новодевичий монастырь.
Женский монастырь обладал большой святыней — чудотворной иконой Казанской Богоматери, чествуемой ежегодно 8 июля. В этот день под Оршу стекалось множество богомольцев не только из ближайших окрестностей. Приходили паломники из дальних уездов Могилевской и Смоленской губерний: собиралось от 5 до 8 тысяч человек.
Считается, что первый костел появился в Орше только в 1604 году, когда Лев Сапега на специально купленном месте основал деревянный католический храм. В 1690 году по повелению короля Яна Собеского для ордена иезуитов был возведен каменный костел и большое двухэтажное здание коллегиума. Здесь не только шли службы. Иезуиты содержали еще и училище для детей местных шляхтичей.
Во времена царствования короля Владислава IV Андрей Млоцкий построил в Орше каменный костел и громадное каменное здание для бернардинцев. В 1649 году князь Иероним Друцкий–Сокольницкий «приютил» доминиканцев в большом каменном костеле. Примерно в 1680 году пан Колковский возвел монастырь францисканцев из камня. В 1714 году Адам и Владислав Саковичи построили костел и огромное здание для ордена тринитаров. Кроме мужских католических монастырей, в это же время в городе открылись и женские. Женскую базилианскую обитель — первоначально деревянную — основал в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява. А в 1758 году оршанский староста Ленковский построил для нее каменный костел и двухэтажное здание с кельями. Монастыри располагались во всех концах города. Им принадлежали не только величественные постройки, каждая обитель еще владела несколькими деревнями. Так, например, иезуитам король Сигизмунд даровал в Горецком уезде имение Фащевка с 2.000 душ.
Иезуитский, бернардинский, тринитарский и базилианский монастыри закрылись в 1831 году. Сам костел иезуитов продали под снос, а в обширном прикостельном здании устроили тюремный замок. Здание бернардинского храма тогда же передали военному ведомству, прилегающие хозяйственные постройки приспособили под окружную лечебницу. Костел тринитаров перестроили в православный собор. В каменном здании, находившемся поблизости, устроили уездное училище, позднее преобразованное в городское. Францисканский собор просуществовал в Орше до 1863 года. Потом и его закрыли. В зданиях поначалу размещалась инвалидная команда, позже там устроили арестный дом. Во второй половине XIX века в городе оставался лишь один католический костел — доминиканский. Впрочем, к тому времени он именовался уже просто приходским.
К сожалению, большая часть старинных культовых построек в Орше не сохранилась. Часть из них уничтожило время. Некоторые оказались варварски разрушены в годы богоборчества. Очень жаль. Ведь не прикоснувшись к древним стенам, нельзя по–настоящему ощутить дыхание столетий...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
В поисках утраченногоСегодня Орша известна в первую очередь как крупный железнодорожный узел. Возникнув на пути «из варяг в греки», город практически всю свою 930–летнюю историю стоял на...