Обыденный взгляд на философский вопрос. 21.by

Обыденный взгляд на философский вопрос

16.03.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Обыденный взгляд на философский вопрос

О смертной казни

В Гомельском областном суде сейчас слушается дело, которое, как утверждают сведущие люди, вполне может закончиться высшей мерой наказания. Подсудимого обвиняют в трех жестоких убийствах, совершенных с десяток лет назад. Если вину докажут, человека, возможно, расстреляют.


Пишу именно так — «человека». Потому как вопрос применения высшей меры наказания в мире сейчас рассматривают именно в общечеловеческом, мировоззренческом, если хотите, контексте. Нынешние правоведы и гуманисты, представители ООН и иных структур утверждают: не так важна личность преступника, не имеет определяющего значения, орудовал ли убийца ножом, топором, напильником или держал в руках капроновую нить. Вопрос, касающийся смертной казни, сформулирован иначе: имеет ли государство право забирать жизнь? Глядя на дилемму с позиций цивилизации, истории, ответ для кого–то очевиден: нет, не имеет.


Но вот вам типичная ситуация. Лежит человек на диване, щелкает телевизионным пультом, а в новостях показывают сюжетец: отморозок два раза ударил топором отца, шесть раз — мать, потом задушил младшую сестренку (реальный эпизод из нашей практики применения исключительной меры наказания). А все для того, чтобы украсть у родителей деньги и купить себе автомобиль. Нелюдю выписывают «вышку». Справедливо? Справедливо, считает человек с пультом. И вовсе факт покарания злодея не ущемляет достоинство личности, как говорится в принятой недавно ООН резолюции. Нет там личности, даже подобия — есть получеловек, зверь, который получил адекватно и по заслугам. Спросите, достоин ли подобный индивид снисхождения в виде пожизненного заключения, и вам с негодованием ответят: нет, ни в коем разе. Уничтожить, стереть в порошок!


Недавно прочитал в интернете интервью одного из работников правоохранительной системы, которое он давал в середине 90–х, когда вопрос об отмене казни впервые стал актуален. «Смертная казнь — это акт социальной мести», — сказал специалист. И во многом был прав. Но не являются ли такие рассуждения дорогой в темные века? Колесование, сожжение, четвертование — массы, будь их воля, с радостью вернули бы все эти многочисленные средневековые «упражнения», применив их к серийным убийцам и маньякам. Более того, не только к ним. Разве пьяный водитель, спровоцировавший аварию, в которой погибли дети, менее омерзителен, чем «тройной» убийца? А финансовый махинатор, создатель пирамиды, нагревший руки на скудных сбережениях пенсионеров? Я знаю людей, которые таких злодеев также предлагают ставить к стенке. Финансовым преступникам, утверждает один мой приятель, и вовсе нужно лить в глотку расплавленный металл, как это делали с фальшивомонетчиками в старину. Другим тогда неповадно будет.


С такими настроениями, с таким взглядом на «вышку» снизу, впрочем, приходилось и приходится сталкиваться абсолютно всем странам. В России подавляющее большинство требует вернуть смертную казнь, будто бы от этого изменится их жизнь и криминала на улицах станет меньше. В Европе казнь отменяли вопреки мнению того самого большинства. Это объяснимо: большие философские категории вроде ценности жизни не привьешь одномоментно, с размаху. Надо объяснять, учить, просвещать. Поэтому аккуратное зондирование общественного мнения, «круглые столы», форумы, в том числе с участием тех самых правоведов и гуманистов, в нашей ситуации видятся самым правильным ходом. Главное — не торопиться с выводами.


Вот и представители парламентской рабочей группы по обсуждению проблематики смертной казни заверяют: объективные и субъективные условия для широкого изучения проблемы созрели, но спешить, принимая решение, у нас не намерены. А уж тем более реагировать на какое–либо давление со стороны.


«О механизме отмены пока говорить преждевременно, это вторичный вопрос», — беседую с руководителем рабочей группы, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно–правовым вопросам Николаем Самосейко. По словам парламентария, сейчас не суть важно, будет ли это ратификация международных протоколов, изменения в Уголовный кодекс либо более вероятный путь — введение моратория. Прежде необходимо послушать камертон — общественное мнение. Этим депутаты и намерены заняться в ближайшее время. Летом, не исключено, пройдут парламентские слушания.


Хотя, если подойти к вопросу буквально, оперируя фактами, можно прийти и к такому выводу: мораторий у нас уже отчасти действует. Просмотрел статистику последних лет: если в 1998–м году казнили 47 человек, то в 2009–м — двоих. Цифры, согласитесь, весьма красноречивые.


Осталось принять глубоко осмысленное решение. А это требует времени...

Автор публикации: Николай КОЗЛОВИЧ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Обыденный взгляд на философский вопросО смертной казниВ Гомельском областном суде сейчас слушается дело, которое, как утверждают сведущие люди, вполне может закончиться высшей мерой...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика