Разогретый в горне металл был удивительно мягким и пластичным: я била по нему небольшим молотом и чувствовала, как охотно поддается этим ударам отливающая мягким оранжевым светом железная завитушка. Дон–дон–дон... Звук уносился под высокий потолок кузницы. Разве можно было уехать отсюда, не испытав себя у наковальни и не услышав живую песню металла? Ту самую, в которую уже много лет вслушиваются местные кузнецы — Иван Кветко, Алесь Фалей и Сергей Сергейчик.
Эстетика ржавого ведра
...До деревни Лавриновичи от Барановичей всего–то 5 минут езды по шоссе. С дороги кузницу видно сразу: бывшее здание фермы оштукатурено и побелено. Все здесь немного напоминает сказку. Забавные улитки, комары, бабочки, кошки и собаки, выкованные да сваренные из арматуры и металлических листов. Изящные скамейки, присев на которые уже не хочется вставать. Вычурные ограды, словно сошедшие с альбомов по искусству прошлых столетий. Мангалы, при взгляде на которые кажется, что вот–вот услышишь охотничий рог... Назвать все это изделиями из металла не поворачивается язык. Произведения искусства — по–моему, куда точнее...
— Кузнецов на Брестчине много, но не каждый из них художник, — философствует экспансивный Алесь Фалей. — Мы занимаемся творчеством, а не производством. Поэтому и называем себя творческим коллективом художников по металлу. Работаем для души и от души. Ведь даже ржавое ведро может стать произведением искусства.
Про ведро верю — сама видела. Перед входом в кузницу висит на стене целая композиция из отработанных ведер — вымазанных краской и раствором, кое–где съеденных ржавчиной. Алесь Фалей называет подобные экспонаты арт–объектами. Своеобразные, конечно, штуковины, но что–то в них есть такое, что надолго задерживает взгляд.
Интересы Фалея простираются куда дальше кузнечных дел. Он и графикой занимается, и живописью, и с тканью работает. Две недели назад с большим успехом прошла выставка его работ в Санкт–Петербурге.
Кошки и мышки
Иван Кветко — полная противоположность Алесю. Спокойный, основательный, с тихим голосом и медленными движениями — типичный флегматик. Но это только на первый взгляд. В кузнице мастер преображается, словно изнутри наполняясь энергией, которую, похоже, черпает в любимом им металле...
— Предпочитаю те материалы, которые от земли, от природы. Камень, металл, дерево. Вся красота наших городов — от этих материалов.
Считает кузнец, что из металла можно сделать все: и невесомую паутину, и зудящего комара, и передать через него порыв ветра. Его железные «человеки» и зверушки влюбляют в себя зрителей с первого мгновения. Вспоминает кузнец, как несколько лет назад популярная в Барановичах скульптура — лягушка — упала со своего места: то ли бетон зимнего мороза не выдержал, то ли хулиганы повеселились. Забрали ее мастера на ремонт. Что тут в городе началось! Сотни людей звонили с вопросами, куда пропала так полюбившаяся горожанам скульптура. «Поговорю с ней, и на сердце легче становится, настроение улучшается, — убеждала Кветко горожанка. — Верните скорее лягушку на место».
Вороны, коты, фотограф и водопроводчик, изготовленные мастерами для Барановичей... Пройти равнодушно мимо чудаковатых героев из металла невозможно. Вряд ли кто не улыбнется и при взгляде на забавных мышей, «присевших» на скамейки у минской частной клиники. Приехавший на гастроли российский певец Валерий Меладзе даже сфотографировался с коваными грызунами. А фото в интернете выложил. Недавно Ивану Кветко ее прислали друзья.
Железная фантазия
— Дай мне волю, я бы в сказку превратил Барановичи, — мечтает мастер.
О том, в чем красота родного города и каким он должен быть, художники могут говорить часами.
— Важнее всего стиль, общая идея, — рассуждает Кветко. — А то у одного магазина оградка, как на кладбище, у другого — модерн. У одного — козырек современный, у другого — словно из позапрошлого века...
Ковка художников украшает Питер и Москву. К примеру, здание администрации мэра Санкт–Петербурга Валентины Матвиенко. А на родине изделия мастеров по пальцам пересчитать можно. Если и есть, то почти все у частников — в закрытых глухим забором домах.
В Барановичах пару лет назад кузнецы выиграли в городском конкурсе малых скульптурных форм. Предложили два макета — закутанной в платок дворничихи, у ног которой пригрелся пес, и почтальона. Но идея, сначала принятая городскими властями с энтузиазмом, заглохла на корню. Посчитали, что увековечивать рядового дворника и почтальона несолидно. А вот минчане испытывают едва ли не родственные чувства к бронзовому почтальону с велосипедом у кинотеатра «Октябрь». Верят: он приносит только добрые вести.
Курсы ковки и литьяРазогретый в горне металл был удивительно мягким и пластичным: я била по нему небольшим молотом и чувствовала, как охотно поддается этим ударам отливающая мягким...