Система обучения школьников активно обсуждается в белорусском обществе. Спектр вопросов очень широк: нынешнее положение дел в школе и перспективы развития общего среднего образования, достаточно ли школьных знаний для поступления в ПТУ, ссузы и вузы? Кроме того, граждане задают вопросы, касающиеся дошкольного обучения, возраста начала обучения в первом классе, обсуждают проблемы адаптации пятиклассников в базовой школе, исключения из программы сочинений, перегрузки и сложности учебных программ. На эти и другие вопросы посетителей сайта БЕЛТА ответил Александр Михайлович Радьков во время онлайн-конференции.
— Из школьной программы практически исключен такой вид работы, как сочинение. Каковы аргументы Министерства образования? (Александр Надеждин, г. Минск)
— Учебные программы по предметам «Русский язык», «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература» с 5 по 11 класс предусматривают обучение написанию текстов различных жанров. К примеру, в 5 классе — обучение написанию сочинения-описания предмета, животного, сочинения-описания по картине. В 6 классе — описание пейзажа, повествование в художественном стиле на основе услышанного и воображаемого, в том числе по изучаемому литературному произведению, рассуждение о родном крае. В 7-м — описание внешности человека, повествование на основе заданного сюжета, рассуждение на темы дискуссионного характера. В 8 классе — описание состояния человека, рассуждение со значением оценки действительности. В 9-м — сочинение в жанре эссе, рассуждение на литературную тему, в 10, 11 классах — сочинения-рассуждения на литературные, морально-этические, общественно-политические темы. Таким образом, обучение написанию сочинения проходит системно и последовательно.
— Как вы относитесь к тому, чтобы в систему среднего образования включать международные образовательные программы (Microsoft, Cisco) и выдавать после обучения соответствующие сертификаты? (Александр Геннадьевич Воеводин, г. Минск)
— Такая работа в республике проводится с 2008 г. при поддержке администрации Парка высоких технологий. В качестве факультатива в 155 средних школах изучают курс «Основы информационных технологий», разработанный международной корпорацией Cisco. В рамках реализации данного проекта осуществлена подготовка (сертифицированы) более 280 учителей из более чем 70 населенных пунктов страны. В настоящее время курс изучают 1080 школьников. Более 300 учащихся успешно сдали итоговый экзамен по курсу и получили диплом международного образца.
— С 2010/2011 учебного года старшеклассники будут изучать современный этикет. А не лучше ли им добавить уроков русской и белорусской литературы и языка, которые сильно сократили после перехода на 11-летку? (Юлия Некрасова, г. Гомель)
— С 2010/2011 учебного года в общеобразовательных учреждениях республики может реализовываться программа факультативных занятий «Краткий курс современного этикета». Названная программа факультативных занятий не будет обязательной для учащихся, факультатив будет проводиться по желанию учеников или их родителей в рамках часов, предусмотренных типовым учебным планом.
— Какие льготы предусмотрены для участников республиканских игр-конкурсов, например, «Кенгуру», «Журавлик»?(Инга Пирюшина, г. Смолевичи)
— Республиканские и международные игры-конкурсы проводятся в целях популяризации и распространения базовых знаний по учебным предметам как элемента общечеловеческой культуры. Для участников игр-конкурсов льготы не предусмотрены.
— Что происходит с количеством учебных часов в средней школе? Складывается ощущение, что их становится больше... (Владимир Сафронов, г. Борисов)
— В связи с переходом на 11-летнее обучение сократили недельную нагрузку, в том числе в лицеях и гимназиях. Ранее обязательные часы по предметам сделали факультативными. Возможно, такое ощущение складывается из-за того, что у ребенка возрастает нагрузка за счет факультативов? Но это необязательно. Все зависит от ваших целей и устремлений. Возникают также вопросы: по сколько часов выделить на каждый предмет. Общая недельная нагрузка была сокращена? Уменьшилось число часов по отдельным предметам. Например, с 5 до 4 часов — по математике, с 3 до 2 часов — по физической культуре, с 3 до 2 часов — по иностранным языкам. Все остальное — по желанию за счет факультативов. Сейчас найден оптимальный вариант. Возможно, со временем число часов изменится. К примеру, видим, что все больше требуются знания иностранного языка. Придет время, когда надо будет усиливать эту составляющую.
— Почему гимназии неравномерно распределены по городу? Почему на Асаналиева (и в ближайших микрорайонах — Серова, Кижеватова, Корженевского, Лошица-3) их нет, зато в элитном центре Октябрьского района (Чкалова—Могилевская) их 3? Там же и бесплатные спортивные кружки, а у нас только платные? (Юлия Ивановна, г. Минск)
— Надо посмотреть на равномерность. Но я, допустим, считаю, что гимназии распределены достаточно равномерно. В районе — городском, сельском — должна быть хоть одна гимназия. Правда, гимназии у нас есть еще не во всех районах, так как к таким заведениям предъявляются определенные требования, которые должны соблюдаться, — как в части организации учебного процесса, так и в части квалификации учителей, материально-технической базы. Если эти требования выполняются, то мы даем добро на открытие гимназии. Что касается указанных районов, то мы эти вопросы изучим, почему такая ситуация сложилась и как из нее выйти. Но, повторяюсь, мы выступаем за равномерность распространения, она и соблюдается.
— Не считаете ли вы отмену профильного обучения в школах поспешной? Возможно ли возвращение профильных классов? Факультативы с такой работой не справляются. (Наталья, мама семиклассника)
— Мы профили в целом не отменяли, сохранили профилизацию через гимназии и лицеи. Это, во-первых. Во-вторых, у нас есть возможность эти профили ввести через факультативные занятия. Причем мы даем право дирекции школы, учителям формировать факультативы по желанию учеников. Пусть профилизируются: математика, физика, биология, иностранный язык, химия. У нас около 300 факультативов, их посещать можно по желанию, это не системные занятия. Это мягче, тогда нет обвинений, что мы всех под одну гребенку заставляем системно углубляться в тот или иной предмет. И, кстати, хочу для всех родителей сказать, что не надо трактовать профильность как дорогу в высшие учебные заведения.
— В школе, где учится моя внучка, за одну ошибку в диктанте ставят семерку и объясняют, что отсчет идет от 8 баллов: одна ошибка — минус один балл, получается 7. Насколько это законно и почему тогда шкала оценок считается 10-балльной? (Татьяна Борисовна Скубова)
— Это нарушение. Раньше в вузах бытовала байка (когда еще была пятибалльная система), что преподаватель говорит: на 5 знает только Бог, на 4 — я, а ты выше тройки не поднимешься. Как преподаватель, я категорически против таких заявлений. Вообще оценкой надо поддерживать. Всегда, когда сомневаешься, что поставить, 9 или 10, — поставь 10. Хотя вообще оценка должна быть объективной. Пользоваться надо всей шкалой: от единицы до десятки, все оценки должны работать. Этим мастерством (выставления оценок) должны обладать педагоги во всех учебных заведениях.
— Программа в обычной школе намного отличается от программы в гимназии? (Елена Леонидовна)
— Внешне программы одинаковые, но глубина их освоения разная. Например, прописано в программе квадратное уравнение, но можно «нырнуть» до квадратных уравнений с комплексными коэффициентами. Учебники одни и те же, хотя в них мы делаем так, чтобы были задачи на углубление. Есть много дополнительной литературы — и мы издаем, и заимствуем, и обмениваемся. Мне задавали вопрос по решебникам, как я к ним отношусь. Знаете, их нельзя запрещать. Вот, допустим, вышел учебник по физике, а тут же частное издательство выпустило решебник задач. Это не запретишь. Если запретить, то информация появится в Интернете. Квалифицированный учитель всегда найдет новые задачи — их бесконечно много. Я не против.
— Цитирую: «Министерство образования Беларуси при участии ЦК профсоюза разработало предложения по усилению дифференциации оплаты труда педагогов в зависимости от качества и результативности их труда». Как будет проводиться эта дифференциация педагогов — по числу олимпиадников, участников соревнований, десяток в дневнике? (Святослав Громов, г. Слуцк)
— Государство старается сделать для социальной сферы, в том числе педагогов, сколько может. Здесь есть несколько факторов. Конечно, зарплата должна расти, и у учителей тоже. Детей сейчас в школе немного меньше, поэтому классокомплекты меньше, это сказывается на нагрузке. Потом, мы хотим — раз Год качества, — если добавлять, то дифференцированно, то есть за категорию. Если учитель получил высшую категорию, то, естественно, у него результаты выше, он мастер высшего класса. Мы вносим такие предложения, осмысливаем их, разрабатываем. Хотя, может быть, в этой ситуации придется категорию получать не на всю жизнь. Допустим, как доктора наук и профессора вузов: они получают надбавку, но до 15 января каждого года должны подтвердить свои результаты. Хочется, чтобы мы больше осуществляли принцип награды за качество, за результаты работы.
— Когда в Беларуси будет введена автоматическая система зачисления абитуриентов в вузы по результатам тестирования? В прошлом году представители Министерства образования заявляли, что над ней работают специалисты БГУИР. В каком состоянии эта работа? (Николай)
— Мы работаем над созданием этой системы уже несколько лет. В Беларуси существуют свои особенности проведения вступительной кампании. Например, льготы имеют некоторые абитуриенты — участники олимпиад, сироты или инвалиды. Поэтому сама система проведения зачисления должна быть четко выстроена. Зачислять только по сертификатам не получится. Второй вариант — если абитуриенту предоставить право выбрать несколько вузов для поступления. Тут нужно создать автоматизированную систему критериев, совместить с баллами, набранными на ЦТ. Здесь также есть проблемы: вначале нужно зачислить всех с высокими баллами, более низкими, совсем маленькими, а потом распределить по потокам — бюджет, платное, заочное, вечернее... тогда до Нового года будем эти операции проводить. Нужно думать, как упростить эту систему, чтобы впоследствии можно было ее внедрить.
– В начальной школе учебники разделены на две части. По сути, эта идея была разумной, но на практике вылилась в проблему. По окончании второй четверти первая часть учебника сдается в библиотеку. Таким образом, ученики лишаются возможности повторить пройденный материал. Какой выход предлагает Министерство образования? (Белорусова Ольга, мама третьеклассницы, г. Бобруйск)
– Обращаю внимание руководителей общеобразовательных учреждений, что все учебники, в том числе и учебники, состоящие из двух или более частей, выдаются учащимся на весь учебный год и хранятся у учащихся дома. Такой проблемы быть не должно.