Только прагматичный подход позволит продвигать политику партнерства. О некоторых аспектах белорусско-европейского межпарламентского сотрудничества размышляет Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО. 21.by

Только прагматичный подход позволит продвигать политику партнерства. О некоторых аспектах белорусско-европейского межпарламентского сотрудничества размышляет Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО

17.04.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 Только прагматичный подход позволит продвигать политику партнерства.
О некоторых аспектах белорусско-европейского межпарламентского сотрудничества размышляет Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, Европарламент, как известно, отложил рассмотрение вопроса о формировании делегации Национального собрания Беларуси в Евронесте — Парламентской ассамблее “Восточного партнерства”. Означает ли это, что монолит негативной настроенности депутатов Европарламента в отношении нашего государства и парламента не настолько монолитен, как представляется радикальной оппозиции?— Участие белорусского парламента в Евронесте может быть только равноправным. Другой подход для нас неприемлем. Позиция Национального собрания Республики Беларусь базируется на Декларации пражского саммита “Восточного партнерства” от 7 мая 2009 года — основополагающем документе данной инициативы, предусматривающем участие в Евронесте только парламентариев стран-партнеров. Декларация подписана в том числе и председателем Европарламента. Попытки отдельных европейских депутатов в одностороннем порядке навязать иной формат участия Беларуси в Парламентской ассамблее “Восточного партнерства” нарушают ключевой принцип пражского документа — принцип совместного принятия решений. Полноценное представительство белорусского парламента в Евронесте поддерживается всеми остальными входящими в него парламентами. Соответствующее обращение было направлено председателю Европарламента. Когда вместо полноценного парламентского взаимодействия нам предлагают эрзац, мы видим в этом рецидив двойных стандартов, несовместимый с декларируемыми партнерскими целями программы. Нам не в чем оправдываться перед западноевропейскими коллегами, как не в чем оправдываться и белорусскому народу, избирающему в соответствии с национальным законодательством Палату представителей и другие представительные органы. Именно народ и только он является по Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти. Утверждения о якобы “не так” сформированном белорусском парламенте — это те же грабли неэффективной, недальновидной политики изоляции суверенного государства.

Декларируя незыблемую приверженность демократии, одновременно считать “неправильной” волю абсолютного большинства граждан страны — не нонсенс ли?— Наши оппоненты от оппозиции все время подталкивают Евросоюз, Европарламент и другие европейские парламентские структуры играть на обострение отношений с нашим государством и парламентом. И все же стереотипы негативного восприятия Беларуси в ЕС уже перестают быть доминирующими, как бы ни раздражало это радикалов. В западном истеблишменте все больше понимания, что заведение так называемого белорусского вопроса в тупик бесперспективно, надо искать пути к контактам и взаимодействию. На наш взгляд, это толковая позиция.То что диалог между Беларусью и ЕС оживился, само по себе примечательно. Наступила оттепель, хотя конечно же на политическом ландшафте еще не весна. Поиск стыковки взаимных интересов продолжается. Кратко-временные заморозки не смогут, на мой взгляд, причинить серьезного вреда, если отбросить обветшавшие политико-идеологические догмы и думать не о нагнетании конфронтации, а о нормализации отношений, их развитии на годы вперед. Я полагаю, что Европарламент не должен стремиться к ущемлению представительства Национального собрания Беларуси в Евронесте, это подтвердит его действительную заинтересованность в диалоге с реально действующим белорусским парламентом. Только таким образом нам удастся приступить к строительству действительного партнерства на основе равноправия и встречного движения. Для взаимодействия с оппозицией у Европарламента достаточно других известных форм работы. Имеются разные механизмы.

Судя по сложившейся ситуации, чтобы возобладал такой подход, необходимо время, ведь Европейский парламент — крупная структура, в составе которой 736 депутатов, представляющих разные партийные группы. — Мы это понимаем, как и то, что сказывается их недостаточная информированность о реалиях общественно-политической жизни, положении дел в Республике Беларусь. Оппоненты власти наловчились выдавать свою личную оценку тех или иных событий и явлений белорусской действительности за однозначную общественную позицию, вовлекая европейских парламентариев в трансляционную сеть своих субъективных воззрений. Можно понять стремление оппозиции светиться в европейском бомонде, использовать международную парламентскую площадку для пропаганды своих партий, структур, для популизма и личной саморекламы, чтобы стать заметнее, однако какое отношение имеет все это к партнерству Европарламента с национальными парламентами государств—участников “Восточного партнерства”? Не подорвет ли такое представительство саму идею взаимодействия и сотрудничества парламентов? Вопросы, думаю, риторические. Мы надеемся, что тайм-аут, взятый Европарламентом в формировании делегации Национального собрания Беларуси в Парламентской ассамблее “Восточного партнерства”, позволит прийти к адекватному решению в духе развития действительно партнерских отношений между ЕС и Республикой Беларусь.

Вы полагаете, что радикально настроенные оппоненты власти рассматривают Парламентскую ассамблею “Восточного партнерства” как площадку для повышения своего влияния на ЕС в собственных политических целях?— Их лидеры и не скрывают, что для них важно не двустороннее взаимодействие с Европарламентом, а “выработка рекомендаций” высокопоставленным европейским чиновникам. Не сомневаюсь, что соответствующие заготовки у них уже имеются. Теперь только нужна официальная европейская трибуна, чтобы их озвучить. Где уж тут до национальных интересов Беларуси. Думаю, оппозиционным партиям следовало бы искать источники повышения своего политического влияния не за рубежом, а в своей стране, в обществе. Тогда они были бы значительно восприимчивее к насущным нуждам людей, защитниками которых представляют себя в Европарламенте и ПАСЕ, и смогли бы заручиться поддержкой избирателей на выборах в парламент и местные представительные органы. А так получается, что задору много, а силы нет. Надеются на экономический коллапс, ждут социальных потрясений в стране, однако белорусская экономика, при всех нынешних мировых и внутренних проблемах, стабилизируется, модернизируется, растет, в обществе стабильность, на улицах и в общественных местах порядок, нет этнического и религиозного противостояния, люди доверяют власти. Выходит, что наши оппоненты говорят с народом на разных языках. Некоторые из них из-за перестраховки за свой имидж даже отказались участвовать в выборах в местные Советы депутатов.

Рассчитывают таким образом сохранить иллюзии Запада о реальной расстановке политических сил в Беларуси?— Не думаю, что это можно делать бесконечно. В Западной Европе давние традиции представительной демократии, множество национальных партий и партийных блоков, европейских партий. И все они видят свой политический ресурс в завоевании благосклонности избирателей. У нас же некоторые партии, рвущиеся в Парламентскую ассамблею “Восточного партнерства”, фактически самоустраняются от участия в законном, цивилизованном политическом процессе, делая ставку на акции, как правило, противозаконного, провокационного характера, при этом причины своей эрозии сваливают на законодательство и административный прессинг. Не имея массовой поддержки в обществе, на протяжении ряда лет дискредитируют идею выборов, даже после существенной либерализации избирательного законодательства. Разве это может способствовать повышению авторитета оппозиции в обществе, развитию партийного строительства? Полагаю, что если такая своеобразная модель поведения будет консервироваться позиционированием Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европарламента, то наметившееся движение ЕС и Беларуси друг к другу окажется под угрозой. Как и перспективы “Восточного партнерства”.

Но такая позиция радикалам видится тем не менее выигрышной, поскольку на теме своей жертвенности во имя идеалов демократии они зарабатывают за рубежом политические очки.— Демократия — это не вседозволенность, а свобода — это не свобода от ответственности за свои противозаконные действия. Пример ряда стран, в том числе и европейских, показал, что понимание демократии как вседозволенности, отсутствия самоконтроля является питательной почвой для беспорядков, активизации преступности, для воинствующего национализма, ксенофобии, меж-этнических конфликтов, а также для различных террористических проявлений. Почему в радикальных кругах вызывают раздражение и нападки убеждения толерантности в нашем обществе? Потому что эти убеждения гасят на корню все попытки навязывания национальной, религиозной и просто человеческой нетерпимости. С малых лет в семьях и школах детей воспитывают в духе уважения ко всем национальностям, культурам и религиям, к представителям иной социальной среды. Радикалам это не нравится, как и то, что государство делает все возможное, в том числе на законодательном уровне, чтобы сберечь мир и согласие в обществе, упредить любые деструктивные, дестабилизирующие процессы. Выбрав эволюционный путь демократического развития, Республика Беларусь исходит из того, что обязательным условием его результативности является прежде всего учет всех факторов, влияющих на стабильность в стране, и реальных потребностей всего общества в тех или иных преобразованиях. Демократический процесс многогранен, разнообразен, он априори не может быть универсальным, догматичным, здесь нельзя подходить ко всем с одной меркой, так как у каждой страны свои исторические и национальные традиции, свой уровень политической и правовой культуры, социальной активности населения, словом, своя самобытность. Игнорировать эту самобытность — значит пытаться поставить телегу впереди лошади. Поэтому и демократические инструменты каждое государство вправе использовать, исходя из своих особенностей.

Однако же в Евросоюзе есть общие демократические стандарты, обязательные для всех входящих в него государств, как и в Совете Европы.— Это не противоречит сказанному мною о том, что каждая страна имеет свою специфику и свой опыт демократии. Даже в западноевропейских странах с многовековыми демократическими традициями опыт в каждой стране разный. Я хочу сказать, что, развиваясь на основе собственного исторического и культурного наследия, ценностей и традиций народа, Республика Беларусь, как еще очень молодое суверенное, независимое государство шаг за шагом, преодолевая внешние и внутренние трудности, идет по своему демократическому пути стабильного, успешного развития. Какие бы ярлыки ни пытались навешивать на нашу страну, как бы ни выпихивали из общеевропейского пространства, Беларусь была, есть и останется государством в центре Европы, неотъемлемой частью многообразной европейской цивилизации. В последние годы на уровне Президента Александра Лукашенко, правительства и парламента приняты решения, которые позитивно сказываются на ситуации в стране, на поиске ресурсов роста. Немало сделано по либерализации экономики, повышению эффективности рыночных отношений, упрощению системы налогообложения и административных процедур, стимулированию предпринимательской и творческой инициативы граждан, по укреплению социальных гарантий, устранению избыточного государственного контроля. Последовательно развиваются гражданские институты. Постепенно гуманизируется законодательство, особенно в области уголовного судопроизводства. Изменения в Избирательном кодексе, внесенные с учетом предложений общественности и рекомендаций европейских структур, расширили возможности участия в выборах партий и других институтов гражданского общества, а также их полномочия в избирательном процессе, что стимулирует политическую конкуренцию. Все это очень позитивные подвижки в развитии страны.

И все же определенные политические круги их упорно не замечают.— Это нежелание признавать эффективность государственной власти и происходящих последовательных трансформаций по улучшению качества жизни в стране.

Как вы считаете, есть ли в мире государство, о котором можно сказать: вот образец, идеал демократии? — Такого идеала нет и быть не может, всем государствам есть что улучшать и над чем работать в этом плане, поскольку, как я уже сказал, демократическое развитие при определенных в нем стандартах — это постоянный процесс, а не монумент, который можно использовать для привлечения туристов. Однобокие, политизированные подходы здесь неприемлемы, как и вообще в правозащитной сфере. Поэтому Республика Беларусь всегда подчеркивает важность учета при обсуждении этой тематики истории и традиций различных стран и обществ.

Яблоком раздора в европейских, да и в других международных парламентских структурах является тема прав человека. Особенно жестко критикуются восточные и развивающиеся государства. Почему так происходит? Что, по вашему мнению, должно учитываться в дискуссиях о правозащитной сфере?— Проблема в том, что эта чувствительная тема сильно политизирована. Отдельные страны и группы стран используют ее как инструмент давления на другие страны, неугодные им по политическим мотивам, и как повод для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. С целью навязывания международному сообществу негативного видения той или иной страны факты подбираются под заранее сформулированные выводы, причем трактуются произвольно, с подменой понятий и с обильным сгущением красок. Мы считаем такой подход недопустимым, как и двойные стандарты, нагнетание конфронтации по вопросам прав человека для лоббирования политических интересов. При оценке ситуации с правами человека, как и демократического процесса, надо обязательно учитывать комплекс национальных, исторических, культурных, религиозных особенностей страны, уровень ее социально-экономического развития, а также национальное законодательство. Хочу сказать, что правозащитная сфера достаточно объемная, имеет очень широкое измерение. Она включает не только отношения между государством и личностью, между человеком, обществом и государством, государственными и негосударственными структурами, но и такие исключительно важные темы, как природопользование, экология, внутренняя безопасность, борьба с преступностью, терроризмом, инфекционными заболеваниями, противодействие незаконному обороту наркотиков, регулирование миграции и другие. К сожалению, в дискуссиях на международной трибуне тема прав человека используется в основном однобоко, к тому же как улица с односторонним движением. Я считаю, что обсуждение всех озабоченностей по данной тематике необходимо проводить в равноправном, уважительном диалоге. Именно такая тональность делает диалог предметным и конструктивным, служит укреплению доверия между государствами.

Достижима ли она в определении парламентской составляющей “Восточного партнерства”?— Это зависит от того, на какие цели настроен Европейский парламент. Сможет ли он объективно, непредвзято взвесить все факторы, которые сближают Республику Беларусь и ЕС. А это и прочные взаимовыгодные торгово-экономические связи, и социальная направленность государственной политики Беларуси, и высокие показатели индекса развития человеческого потенциала, и многое другое. Хотя у нас имеются расхождения в некоторых взглядах и подходах к основным международным проблемам, они не антагонистические. Я полагаю, что это важно для развития наших отношений, причем как по экономическому треку, так и по другим направлениям. Нельзя не считаться с тем фактом, что европейское пространство многомерное и многоуровневое. Выстраивать новую матрицу отношений с восточными государствами без нового понимания ее содержательного наполнения невозможно.

Если будет достигнуто понимание по Парламентской ассамблее “Восточного партнерства”, не окажется ли Национальное собрание Беларуси в роли первоклассника?

— Несмотря на молодость нашего белорусского парламентаризма, Национальное собрание Беларуси не новичок на международной парламентской площадке. Мы взаимодействуем с 12 международными парламентскими структурами, в том числе не только постсоветского вектора, но и в формате Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Центральноевропейской инициативы, Черноморского экономического сотрудничества, Северного Совета. Недавно налажены контакты с Парламентской конференцией Балтийского моря. У нас хорошее деловое взаимодействие на двустороннем уровне с парламентами ряда государств Евросоюза и стран—участниц “Восточного партнерства”. Не будет, уверен, преувеличением сказать, что наши парламентарии имеют международный опыт и достаточную подготовку для эффективной работы в интересах Республики Беларусь.

Владимир Павлович, при каком главном условии, на ваш взгляд, декларируемая ЕС политика восточного партнерства не останется просто долгосрочным намерением?— Я считаю, что только взвешенный, прагматичный подход способен оживотворить политику партнерства и созидать ее механизмы на деле, а не на словах. Полноправное и полноценное участие Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее “Восточного партнерства” стало бы шагом к новому мышлению, к отношениям, развернутым не в прошлое, а в будущее.

 
 
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика