Беларусь имеет богатую историю, насыщенную событиями и яркими личностями. Но, к сожалению, знаем мы о ней крайне мало. Какими они были, эти люди, громко именуемые в учебниках истории «великими» и «известными»? Как пришли к поступкам, прославившим их в веках? И о чем стоит задуматься нам, их потомкам, через века внимая историям о любви и ненависти, победах и поражениях, радостях и страданиях? Об этом и будет рассказывать читателям наша новая рубрика «Имя в истории». Мы посетим уникальные исторические места, которые хранят память о ярких личностях белорусской истории, и совершим увлекательное путешествие во времени и пространстве.
...Заславль. Третий, после Полоцка и Турова, старейший город Беларуси. На одной из его окраин, вдали от городского шума, тихо дремлет невысокий холм. Поднимаешься на него — и словно выпадаешь из времени. Воображение легко переносит тебя на десять веков назад, в 985 год, когда на этом месте по приказу киевского князя Владимира построили уникальную крепость. Здесь жила, по этой земле ходила одна из самых трагических и вместе с тем героических фигур белорусской истории — полоцкая княжна Рогнеда...
От слез — к бунту
Вторая половина X века. Древний Полоцк. Полоцкому князю Рогволоду предстоит решить нелегкий вопрос — за кого отдать свою дочь, княжну Рогнеду? Сватаются за нее два родных брата — киевский князь Ярополк и новгородский князь Владимир. А что такое зять в те суровые времена? Союзник в бесчисленных военных конфликтах. А потому и падает выбор на старшего и могущественного Ярополка. Сватам же Владимира дают от ворот поворот, причем в довольно грубой форме. «Не хочю розути робичича!» («Не хочу замуж за рабынича!»), так, согласно Лаврентьевской летописи, ответила им Рогнеда, намекая, что матерью Владимира была не княгиня, а княжеская служанка.
Понятно, подобная «отповедь» сватам не являлась экспромтом Рогнеды, юная княжна просто четко заучила подсказанные ей старшими слова. Разве могла что-то решать сама девчушка, которой было тогда каких-нибудь 14 — 16 лет? Что и говорить, недооценили полоцкие мужи новгородского князя, будущего властелина и крестителя Киевской Руси Владимира Красно Солнышко. Не знали, какая сила сокрыта в этом юноше и как высоко поднимется его звезда.
Дальнейшие события развивались трагически. Взбешенный Владимир при содействии своего дядьки Добрыни собрал войско, взял Полоцк и сжег его практически дотла. В княжеских палатах разыгралась леденящая душу драма — сначала Владимир надругался над Рогнедой на глазах ее родителей и двух братьев, а потом лишил их жизни. Чуть живую от горя Рогнеду он забрал с собой, дав ей в замужестве новое имя — Горислава. То ли выпавшее на ее долю горе увековечил в этом имени новоиспеченный супруг, то ли пожелал гореть супруге славою. Как бы там ни было, оба посыла сбылись в судьбе княжны.
Логично было бы предположить, что такой ценой завоеванная жена, равная Владимиру по статусу, займет достойное место в княжеских палатах. Но не тут то было. Она стала лишь одной из жен тогда еще язычника Владимира, не считая многочисленных наложниц князя (по легенде, их было по числу дней в году). Известно, что после того как Владимир расправился со своим братом Ярополком и занял киевский престол, Рогнеду-Гориславу поселили в уединенных хоромах под Киевом, на берегу реки Лыбеди. Князь проводил дни в пирах и походах, вершил великие державные дела и очень редко вспоминал о своей жене из разоренного Полоцка. Она родила ему пятеро детей, но и это не помогло занять положенное ей место в сердце и княжеских палатах Владимира.
И Рогнеда решилась на месть. За пережитый в Полоцке позор, гибель семьи и родного города. За то, что ее, полоцкую княжну, фактически уравняли в правах с безродными женами князя. А может, и за неразделенную любовь, расцветшую в ее сердце несмотря ни на что и вопреки всему...
Однажды ночью, когда Владимир уснул в опочивальне жены, она занесла над ним острый нож. По одной из версий, князь внезапно проснулся и успел перехватить ее руку, по другой — она все же ранила его, но несильно. От неминуемой смерти Рогнеду спас старший сын Изяслав, который был тогда еще ребенком. Он взял в руки меч и загородил собою мать от разъяренного отца. Каким образом мальчик так своевременно оказался в родительской опочивальне, история умалчивает. Лично мне наиболее правдоподобной кажется версия, что пока Владимир ходил за мечом для провинившейся супруги, Рогнеда успела разбудить княжича и привести его к месту предполагаемой казни.
Рогнеда избежала смерти. И, похоже, своим поступком добилась невозможного — «достучалась» до каменного сердца князя. Как гласит все та же Лаврентьевская летопись, Владимир, посоветовавшись с боярами, решил послать Рогнеду и Изяслава в «вотчину ея», на Полотчину, отдав таким образом сыну силой отобранный у его деда Рогволода удел. Восторжествовала-таки справедливость, восстановилась прерванная после расправы над братьями Рогнеды династия полоцких князей. И все — благодаря ей, хрупкой женщине, не побоявшейся, рискуя жизнью, подняться от слез и ропота к бунту...
На земле заславской
Сам Полоцк к тому времени еще не был возрожден из пепла, поэтому для Рогнеды и Изяслава был заложен в полоцких землях новый город, названный в честь княжича Изяславлем (ныне Заславль). На холме, который сейчас называют городище «Замэчак», за короткий срок выросла крепость. Сооружение выстроили в форме круга: на высоких земляных валах стояли мощные деревянные стены, которые позволяли лучникам вести круговой обстрел врага, подступы к крепости защищал глубокий ров и частокол. На внутренней площадке крепости стояло несколько деревянных домов, где жила княжеская дружина. В одном из таких домов, по всей видимости, поселились и Рогнеда с Изяславом.
...И вот я медленно иду по земляным валам, хоть и обсыпавшимся с «рогнединских» времен, но до сих пор сохранившимся в своем первозданном виде. Место, что и говорить, совершенно уникальное. Десять веков пролетели, до неузнаваемости изменив все вокруг. А здесь — все те же валы, четко ограждающие границы бывшей крепости, та же тишина, которой наслаждалась измученная душа Рогнеды-Гориславы, тот же ветер, которому она подставляла лицо, чтобы развеял ее страхи и печали...
Счастлива ли была здесь Рогнеда? Наверняка, она не могла не радоваться избавлению от смерти, дыхание которой так близко услышала в ночь покушения на Владимира. Торжествовала, что когда старший сын Изяслав подрастет, князем вернется в ее родной Полоцк и возродит его былую славу. Но не могла не печалиться из-за разлуки с младшими детьми, которых ей, скорее всего, больше так и не позволили увидеть. Да и за будущее свое, наверное, переживала — все же сильно задела она гордость Владимира.
А будущее уже готовило Рогнеде-Гориславе новые повороты судьбы. Через несколько лет увезли в Полоцк Изяслава, а Владимир, приняв христианство и обзаведясь единственной законной женой-христианкой, предложил Рогнеде выйти замуж за одного из своих бояр. Она отказалась от брака и, как утверждает Тверская летопись, приняла «монашеский облик» и новое имя Анастасия. Считается, что Рогнеда стала первой монахиней на наших землях, активно проповедовала новую веру и даже основала монастырь. Вместе с тем, существует версия, что «постригли» ее насильно и в душе княжна так и осталась язычницей.
Умерла Рогнеда-Анастасия в 1000-м году, не дожив до сорока лет. Местные жители рассказывают красивую легенду о том, что приехавший на похороны матери князь Изяслав спросил у монахинь: «Что говорила мама перед смертью?» Ему ответили: «Ничего не говорила, только плакала». А после ее смерти в Заславле забило несколько родников, которые называли слезами Рогнеды...
Изяслав ненадолго пережил свою мать. Он умер через год. Но даже за свою короткую жизнь успел прославиться как «князь-книжник», а его печать считается первым свидетельством кириллической письменности на территории Беларуси. Княжеская династия Рогволодовичей (некоторые историки называют их Рогнедовичами) княжила на Полотчине не одно столетие.
«Я бы тоже так смог!»
Что же, кроме уникального городища «Замэчак», осталось нам в память о Рогнеде? Прежде всего — людская память, какой удостоились немногие исторические персоналии. Как рассказала мне заместитель директора по научной работе историко-культурного музея-заповедника «Заславль» Наталья Стрибульская, повышенный интерес к личности Рогнеды стал проявляться еще в XIX веке, когда были опубликованы хранившиеся до этого в архивах и монастырях летописи. С тех пор история Рогнеды стала поводом для огромного количества публикаций и исследований, она легла в основу литературных, музыкальных, художественных произведений.
В Заславле память о Рогнеде веками сохраняется не только в легендах, но даже в топонимах и гидронимах. Лес вокруг города бабушки называют Рогнединым, озеро — Рогнедь, две речушки — Княгинька и Черница (две ипостаси Рогнеды). Правда, Княгинька сейчас «заперта» в трубе, по весне она разливалась и затапливала улицы города. А Черница по-прежнему течет на свободе.
Есть еще в Заславле Черная гора, название которой также связывают с Рогнедой. По легенде, именно здесь стоял основанный ею монастырь, но археологического подтверждения этой версии нет. В каком монастыре дожила остаток своих дней Рогнеда-Анастасия, так и неизвестно. Остается загадкой и место ее захоронения. Местные жители долгое время верили, что ее могила находится на «Замэчку». Кстати, это и стало одной из причин того, что древнее городище, оставленное жителями еще в XI веке по причине неудобства его расположения, не сровняли с землей и не застроили. Но в ходе раскопок никаких захоронений на этом месте обнаружено не было.
Я с удивлением узнала, что в Заславле с его такой богатой и славной историей до сих пор нет музея города. Так что моим надеждам увидеть в экспозиции какие-нибудь экспонаты рогнединских времен, найденные во время раскопок на «Замэчку» и курганах X века, оправдаться было не суждено. Как выяснилось, под музей никак не выделят помещения, хотя подходящие для этой цели пустующие здания в городе есть. А все заславские археологические находки X века — уникальная рифленая булава, другие предметы вооружения княжеской дружины, амфоры, ключи, фрагменты украшений из белого металла, бусы — находятся в Минске, в Национальном историческом музее и Институте истории НАН Беларуси.
В 1993 году в Заславле установили памятник Рогнеде и Изяславу. Есть проект еще одного — Изяславу-книжнику, но на него пока не находится средств. Приятно отметить, что сегодня Заславль активно посещается туристами. Только в прошлом году их было более 30 тысяч. История Рогнеды никого не оставляет равнодушным, рассказывает Наталья Стрибульская. Кто-то удивляется количеству страданий, выпавших на долю этой женщины, и черпает в истории ее жизни силы пережить собственные невзгоды. Кого-то поражает решимость этой гордой личности, рискнувшей пойти наперекор назначенной ей судьбе. Мальчишки из младших классов охотно «примеряют» на себя поступок Изяслава и все, как один, уверяют: «Я бы тоже так смог!». Даже сегодня, спустя тысячу лет, личность этой женщины волнует, интересует и вдохновляет. И, бродя по старому «рогнединому» городищу, успеваешь додумать так много важных, родившихся когда-то, но в городской суете забытых мыслей...