Выходит на финиш Государственная программа о безбарьерной среде на 2007-2010 годы. Судя по отчетам столичных чиновников, реализуется она более чем успешно – планы перевыполняются, бюджетные миллиарды осваиваются.
«Госпрограммой было определено, что к 2011 году 45% объектов социальной инфраструктуры столицы должны быть приспособлены к доступу физически ослабленных людей. А на 1 января 2010 года таких объектов в городе было уже 58%, - заявил журналистам в начале апреля председатель Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Анатолий Ражанец. - Безбарьерными в столице стали 995 объектов, то есть 121% от запланированного». Ражанец сообщил, что за 2007-2009 годы только на установку пандусов, понижающих бордюров, поручней при входе в здания, расширенных входных дверных блоков, специальных лифтов ушло 368,8 миллиарда рублей. По словам чиновника, в Минске созданы условия для беспрепятственного передвижения инвалидов по городу, соответствующие европейскому уровню. Однако сами люди на колясках утверждают: белорусской столице еще очень и очень далеко до уровня даже провинциальных европейских городов. - Те из нас, кто попадает в Европу, удивляются, через некоторое время обнаружив, что попросту забыли о коляске, - говорит председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Сергей Дроздовский. - К сожалению, в Минске позволить себе такую роскошь, как передвижение по городу без посторонней помощи, практически невозможно. К сооружению, «безбарьерных» объектов в нашей стране в большинстве случаев подходят формально, подсчитывая в отчетах лифты и пандусы и не задумываясь о том, кто и как ими будет пользоваться. Значительная часть установленных в Минске пандусов имеет слишком большой наклон. Въехать по ним на коляске без посторонней помощи неподготовленному человеку очень сложно, а самостоятельный спуск и вовсе может быть опасен для жизни. Тем более, что нередко держаться за перила можно только одной рукой - со второй стороны их просто нет. Сергей Дроздовский рассказывает, что инвалиды неоднократно предлагали минским чиновникам самим сесть на коляску и попробовать съехать по такому спуску. Однако те отказываются. Но даже в местах, где все сделано в соответствии с правилами, «безбарьерные» объекты зачастую оказываются просто бессмысленными. Как, например, пандусы на спусках в метро. На большинстве станций, за исключением недавно построенных, инвалид не сможет попасть дальше турникета: чтобы попасть на платформу, нужно преодолеть ступеньки. - Недавно начальник метрополитена с гордостью рассказывал о безбарьерной среде в метро, - говорит инвалид-колясочник Борис Бочковский. - Но что толку от этого, если оборудованными для инвалидов лифтами можно пользоваться только в строго установленное время? И если человек, попав в поезд на одной «безбарьерной» станции, не сможет выйти на большинстве других? Ведь в метро человек идет, чтобы попасть в нужное место, а не чтобы спуститься и подняться, продемонстрировав эффективность нововведений. Борис работает инструктором в Центре реабилитации инвалидов - помогает людям с ДЦП улучшить свое здоровье через спорт. Для его «коллег» - колясочников такие занятия тоже были бы полезны. Но они не проводятся - человеку с коляской чрезвычайно сложно попасть в здание Центра, расположенного по улице Воронянского, из-за высоких бордюров, которые нужно преодолевать, передвигаясь по этому району. Бордюры - огромная проблема для инвалидов столицы. Когда они достигают 12-13 сантиметров вместо положенных 5, съехать с них на коляске невозможно: приходится фактически спрыгивать. Для подъема на такой бордюр большинству инвалидов требуется помощь посторонних. Еще одна проблема - высота ступенек многих зданий. Если она превышает 12 сантиметров, даже пустая коляска, которую помощник инвалида пытается поднять или спустить, норовит сорваться и покатиться вниз. Тем не менее, именно такие ступеньки строятся на входе во многие учебные и культурные заведения. Городской транспорт совершенно не приспособлен для инвалидов. Низкопольные автобусы, закупленные в рамках госпрограммы, ситуацию не меняют: их слишком мало, ходят они крайне редко, никакой информации о том, в какое время и на каком маршруте появится такой транспорт, получить невозможно. К тому же самостоятельно попасть в такой автобус и выйти из него инвалиду все равно сложно: мешают бордюры на остановках. Понижающих уровней (мест, где бордюр спускается под небольшим углом, чтобы дать возможность проехать коляске) в городе не хватает. - На протяжении всего проспекта Независимости от Парка Челюскинцев до Площади Независимости есть только два места, где я могу перейти дорогу, - говорит Сергей Дроздовский. - При этом видно, что в некоторых местах к понижению бордюров подошли просто издевательски. Так, на площади Якуба Коласа с одной стороны улицы сделан удобный скат. А на противоположной стороне человек, пересекающий дорогу на коляске, упрется в высокий бордюр. И окажется в очень затруднительной ситуации, причем посреди проезжей части. С учетом специфики дорог и транспортной инфраструктуры, едва ли ни единственным способом передвижения по городу для инвалида-колясочника является автомобиль. Но даже те, кто может позволить себе ездить на собственной машине, постоянно сталкиваются с барьерами. Чтобы выйти из машины и пересесть в коляску, инвалиду требуется больше места, чем обычному автомобилисту. Поэтому им необходимо специально отведенное место на парковке, где машины ставились бы не так плотно. В последнее время парковки для инвалидов стали появляться перед новыми торговыми, медицинскими и культурными объектами. Но использовать их по назначению практически невозможно - они всегда плотно заставлены машинами граждан, без сомнения паркующихся под знаком с инвалидной коляской. Сотрудники ГАИ такие нарушения, как правило, игнорируют. Добраться хотя бы до автомобиля под силу тоже далеко не каждому инвалиду. - Хотя у меня есть машина, уже два года я смотрю на нее из окна, - рассказывает Ольга, несколько лет ведущая переписку с коммунальными службами и администрацией своего района. - Я могу спуститься на лифте на первый этаж своего дома, но чтобы выйти на улицу, мне нужно преодолеть лестничный марш. Мои родители - пожилые люди, и состояние здоровья уже не позволяет им носить коляску вместе со мной по довольно крутым ступеням. Сначала в ответ на просьбы молодой женщины, потерявшей способность ходить, коммунальщики установили имитацию пандуса - съемный деревянный настил на металлических блоках. - Он был настолько тяжелым, что поднять или опустить его в одиночку мог не каждый здоровый мужчина, - рассказывает Ольга. - Моих проблем он не решал, а соседям действительно мешал. Но я не понимаю позиции чиновников, которые в ответ на просьбы заменить ступени перед лифтом покатым бетонным полом предлагают мне «подумать о других людях». Ведь так было бы удобнее не только мне, но и мамам с детскими колясками, людям с велосипедами или тяжелой ношей, пожилым людям. Лестничные марши к лифтам и подъезды без лифтов являются непреодолимой преградой для большинства инвалидов. - Около 90% колясочников практически не выходят из дома именно по этим причинам. Они фактически замурованы в своих квартирах, - говорит Сергей Дроздовский. - Пока эта проблема не начнет решаться, разговоры о создании безбарьерной среды останутся пустыми словами.
Выходит на финиш Государственная программа о безбарьерной среде на 2007-2010 годы. Судя по отчетам столичных чиновников, реализуется она более чем успешно – планы...