Президент Беларуси подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний», который улучшил условия содержания заключенных и предоставил осужденным дополнительные социальные привилегии.
Законом изменения и дополнения внесены в Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 года.
Так, осужденным впервые предоставили право на занятие физической культурой и спортом.
Также установлено, что норма жилой площади на одного осужденного в исправительном учреждении открытого типа не может быть менее трех квадратных метров.
Кроме того, при желании различные виды наказаний не помешают осужденным учиться и работать. Так, осужденному, обучающемуся заочно, уголовно-исполнительной инспекцией может быть разрешен выезд для сдачи экзаменационной сессии на основании вызова учреждения образования с возложением на осужденного обязанности зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел по месту пребывания.
А по ходатайству нанимателя, у которого работает осужденный, уголовно-исполнительной инспекцией может быть разрешен выезд в служебную командировку с возложением на осужденного обязанности зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел по месту пребывания.
Наша пенитенциарная система «заточена» на месть
Специалисты признают, что оценивать любые попытки улучшить условия исполнения наказания в пенитенциарной системе можно только позитивно.
«Какие бы улучшения в этой системе не делались, все только к лучшему, и все можно оценивать только с позитивной точки зрения, — сказал «Белорусским новостям» председатель Белорусского Хельсинского комитета Олег Гулак. — Нужно учитывать, что на практическую реализацию таких нововведений нужны дополнительные ресурсы. И если в такое непростое время наша страна готова взять на себя такую ношу — то это можно только похвалить».
Однако, по мнению председателя правозащитного комитета, одних только подписей чиновников под законодательными актами мало.
«Сами по себе такие законодательные нормы не будут эффективны без общественного контроля, — заметил О.Гулак. — А одной из основных проблем нашей пенитенциарной системы является, увы, ее закрытость, не допускающая такого контроля. Сегодня мы можем опираться в своих суждениях, требованиях и выводах исключительно на личные жалобы осужденных, которые, не секрет, не всегда бывают объективными. Но у нас нет возможности воочию убедиться в их справедливости или как-то иначе перепроверить данные…
Так что, написать-то можно все что угодно, а вот с исполнением написанного у нас зачастую возникают проблемы. А как это можно проверить? Прокурорского контроля тут не достаточно — потому что это по сути одна система. Необходимо делать пенитенциарную систему открытой и прозрачной, с максимально возможным доступом к процессу исполнения наказаний осужденными».
В первую очередь, по мнению О.Гулака, необходимы не точечные изменения и дополнения в пенитенциарной системы Беларуси, а ее фундаментальная «перестройка».
«Существующая в Беларуси сегодня пенитенциарная система, «вынесшая» основные принципы с советских времен, носит исключительно репрессивный характер, — считает О.Гулак. — Ее главная цель — наказание преступника. Но нужно не мстить, а влиять на личность, изменять человека в лучшую сторону, реабилитировать и социализировать преступников. Если нужен реальный результат, человека необходимо не наказывать, не изолировать, а исправлять и возвращать к нормальной жизни в обществе по существующим законам. Но наша современная пенитенциарная система попросту не «заточена» под это: нет ни соответствующих специалистов, ни действенных для исправления осужденных мер наказания…»
Белорусы толерантно относятся к преступникам?
Однако насколько готово белорусское общество принять посильное участие в ресоциализации преступников? Многие ли добродушно отнесутся к тому, что с ними за одной партой или рабочим столом будет сидеть не «отработавший» свое наказание осужденный?
По мнению председателя БХК, нужно трезво смотреть на вещи и понимать общественную выгоду от «возвращения к жизни» преступников.
«Думаю, если наше общество всерьез задумается, а не будет выносить скоропалительных решений, то оно оценить такие возможности для осужденных позитивно, — рассказал О.Гулак. — Эти дополнения о том, что осужденных смогу отпускать на сессию или командировку — реальные методы по их социализации. Важно, чтобы эти люди не привыкали жить в тюрьме или носить клеймо осужденного — нужно, чтобы они всегда могли, отбыв свой срок или пройдя другие меры наказания, влиться в общество. Причем особо это актуально в образовании — чтобы преступнику устроиться на работу, ему нужно быть более конкурентоспособным по сравнению с «нормальными» людьми. Потому что на нем стоит клеймо преступника, с которым работодатели так просто не будут мириться…»
Согласно, ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса, лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда, именуется осужденным, если приговор полностью или частично обвинительный.
На взгляд кандидата психологических наук, преподавателя кафедры психологии факультета психологии и социальных наук БГУ Елены Трухан, белорусское общество вполне толерантно, в том числе, к преступникам. Однако возможность учебы или работы рядом с осужденным может повлиять на качество самого процесса.
«Белорусское общество очень терпимо и толерантно, в том числе, к преступникам, потому не думаю, что будут особые возмущения такими нововведениями, — заметила Е.Трухан. — Однако, например, меня, как преподавателя, перспектива обучать осужденного поставила бы в тупик. Потому что возникло бы сразу много вопросов и проблем по организации учебного процесса, по методам оценки такого студента, по его взаимодействию с группой. С одной стороны, я бы знала, что он осужденный, преступник, и должна была бы, пожалуй, это учитывать. А с другой — поскольку он находился бы в группе обычных студентов, его трудно было бы отделять от коллектива. Как поступать?..»
По словам преподавателя психологии, самая подходящая форма обучения для осужденных — дистанционная.
«Вижу единственный справедливый по отношению ко всем вариант — дать возможность и средства осужденным обучаться дистанционно: заключенным — не покидая мест своего наказания, другим осужденным — не в ущерб, например, исправительным работам», — высказала свое мнение Е.Трухан.
Психолог Владлен Писарев полагает, что нельзя говорить за все общество в целом.
«Все зависит от точки рения конкретной личности, — высказался В.Писарев. — Лично я рос в то время, когда зеки были кумирами молодежи. И все вокруг старались походить на блатных. Для меня все это было невыносимо. Но кто-то рос в другое время, кто-то относится к этому по-другому — потому не может быть однозначного мнения по этому вопросу». Ольга ПРУДНИКОВА