В воскресенье в российском павильоне на Каннском фестивале стреляли – в рамках презентации первого кинопроекта союзного государства Россия-Беларусь, патриотической драмы «Брестская крепость».
Автор идеи фильма и генеральный продюсер Игорь Угольников рассказал, что четыре года назад был назначен председателем Телерадиовещательной организации союзного государства, и с тех пор бредил идеей «Брестской крепости», реализация которой заняла два года и около $8 млн.
Картина, которую снял режиссер Александр Котт, основана на документальных событиях, а действие разворачивается в первые четыре дня обороны, с 21 по 24 июня. В сценарии, четверо авторов которого на постере скромно не упомянуты, три сюжетные линии, связанные с тремя разными очагами сопротивления Брестской крепости - объединяет их маленький мальчик, у которого тоже есть реальный прототип. На роль цементирующего сюжет мальчика в результате длительного кастинга был отобран московский студент военного училища Алеша Копашов, который на озвучании даже падал в обморок, потому что по роли его герой все время задыхается. Кроме самоотверженного ребенка, в показанных фрагментах фильма можно было заметить несколько знакомых взрослых лиц - Павла Деревянко, Андрея Мерзликина и Александра Коршунова, чьи персонажи, видимо и отвечают за три основных направления обороны Брестской крепости. Поскольку показанные отрывки из «Брестской крепости» представляют собой скорее рабочий материал, чем полноценный рекламный ролик, то пока что зрелище имеет несколько кашеобразную консистенцию: на экране много бегущих солдатских ног в сапогах, а на звуковой дорожке - стрельбы и взрывов. Более или менее цельное эстетическое впечатление производит разве что песня, которую специально к фильму предложил написать Леонид Агутин, никогда до этого такого никому из кинематографистов не предлагавших. Так что показанные в Канне кадры из «Брестской крепости» можно считать мировой премьерой клипа Леонида Агутина, в котором звучат среди прочего и такие проникновенные слова: «Потемнела синева за рекой / Дайте время, и сверчок запоет. / Слышу - скрипнет недалече весло. / Только рядышком с тобой мне тепло, / Будет все у нас теперь хорошо». А кроме того в припеве «неизбежная жертва причастья» рифмуется со строчкой «не позволь мне погибнуть, не ведая счастья».
Премьера «Брестской крепости» запланирована на ночь 22 июня, в первую очередь для жителей Бреста, которые снимались во всех массовых сценах (Игорь Угольников рассказал также трогательную историю, как расстроился подвозивший его брестский таксист из-за того, что не успел поучаствовать в массовке). Правда, при утверждении сценария в комитете белорусских ветеранов возникли некоторые сложности - в частности, ветераны нашли совершенно неправдоподобной ситуацию, в которой советскому солдату может прийти в голову сдаться в плен.
Зато теперь жителей Бреста премьера будет сопровождаться своего рода хэппенингом: поскольку красной нитью сквозь фильм проходит тема жажды, каждому зрителю будет вручена фляжка с водой, и в 4 утра участники перформанса сольют воду в каски и принесут ее защитникам Брестской крепости. Кроме того, 22 июня в 22.00 гала-премьера картины состоится в рамках Московского международного кинофестиваля, а в широкий прокат, который генеральный продюсер назвал «всесоюзным», «Брестская крепость» выйдет 4 ноября (600 копий будет напечатано для России, 10 для Белоруссии, в которой еще нет пока таких прокатных мощностей, как у нас).
За финансовую поддержку генпродюсер «Брестской крепости» отдельно поблагодарил председателя Счетной палаты Сергея Степашина, выделившего на картину два года назад 225 млн руб., а также премьер-министра Владимира Путина, посмотревшего полчаса «Брестской крепости» и распорядившегося выдать авторам в марте еще 28 млн руб., которых недоставало, чтобы закончить картину к 22 июня. Впрочем, как признался Игорь Угольников, все что имеет отношение к Великой Отечественной войне, глубоко волнует его не в связи с нынешним юбилеем, а с самой юности, и главное в его продюсерском подходе к военному кино - чтобы на экране не было никакой неправды. Так что исключительно в смысле стремления к исторической достоверности следует понимать придуманный продюсером Угольниковым и режиссером Коттом слоган «Брестской крепости» для внутреннего пользования: «Вы хотите пересмотреть историю Великой Отечественной? Мы вам ее перепокажем!» Слоган этот правда, несколько устарел, потому что в плане перепоказа истории ВОВ создателей «Брестской крепости» оставил без шансов чем бы то ни было удивить зрителя участник нынешнего Каннского конкурса Никита Михалков с «Утомленными солнцем - 2».
В воскресенье в российском павильоне на Каннском фестивале стреляли – в рамках презентации первого кинопроекта союзного государства Россия-Беларусь,...