Председатель Комиссии ОГП по реабилитации жертв политических репрессий Владимир Романовский обратился к Председателю КГБ Республики Беларусь с открытым письмом, в котором ставится вопрос о предоставлении информации о местах захоронений жертв массовых политических репрессий 1920-1950 гг. и придании им статуса исторических памятников.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ В апреле текущего года Совет Безопасности Украины предоставил Объединённой Гражданской Партии базу данных на 320 человек - беларусов, репрессированных карательными органами СССР в Украине в 20-50-е годы ХХ-го века.
В своём ответе мы высказали искреннюю благодарность за реальную помощь в поиске жертв невиданного по масштабу преступления власти против собственного народа - массовых репрессий. Подчеркнули, что такое, истинно гражданственное, человеческое отношение к трагедиям и судьбам людей со стороны столь значащей государственной организации, тем более, иной страны, вызывает чувство величайшей признательности и уважения, что оно открывает перспективу доверительного и плодотворного сотрудничества государственных органов и общественности в установлении исторической правды.
Вместе с тем, известно, что и в Ваш адрес на протяжении многих лет направлялись многочисленные запросы о сведениях по массовым репрессиям в Беларуси как от отдельных исследователей так и общественных формирований, занимающихся изучением этой проблемы в рамках нашей страны.
Они касались вопросов определения масштабов преследования и уничтожения людей, установления мест массовых захоронений, поимённого установления судьбы репрессированных граждан, в т.ч., имевших историческое значение для Беларуси в государственном, культурном, конфессиональном, научном и других аспектах, а также вопросов хода процесса реабилитации жертв, восстановления исторической памяти и т.п.
Однако, практика реакций на эти вопросы со стороны Вашего ведомства прямо противоположна Украинской. И не только Украинской!
Идут процессы признания преступности сталинских репрессий и чествования памяти их жертв на государственном уровне практически во всех странах бывшего СССР - вплоть до полного раскрытия архивов НКВД и официального покаяния.
В противоположность этому ответ КГБ РБ на запросы краток: отсутствует информация. Выглядит это как явная, не вызывающая никакого доверия отписка (если, уж.., у вас нет, то поищите в других местах, раз общество требует! В чём вопрос???)
Начиная с системы образования, официальная информация о массовых репрессиях либо отсутствует, либо крайне скудна - т.е подаётся как малозначащий факт истории. Де-факто, на неё наложено некое табу.
«Барское» отношение к обществу (захочу - дам, не захочу - не дам!) иногда откровенно цинично. Так, в 2007-м году (70-летие 1937-го года!) на предложение общественности объявить этот год Годом Памяти жертв репрессий, а день 29 октября установить Днем их памяти Ваш ответ гласил: нецелесообразно(!?) Мол, есть Радовница, Деды, день рождения Янки Купалы и т.п. - хватит с вас и этого..., нечего казну разорять на какие-то дополнительные поминки.
Где-то в начале этого века было даже заявлено, что список жертв, подлежащих реабилитации исчерпан, и тема репрессий закрыта. Информация о том, кто, по каким основаниям осуществлял или не осуществлял реабилитацию, для общества не доступна.
Всё это (включая ликвидацию льгот!) не может рассматриваться иначе, чем продолжение тех же репрессий, теперь уже, в отношении памяти о жертвах.
Попытки сокрытия следов преступлений власти в истории нашей страны, при том, что Беларусь понесла от них самые тяжёлые, сравнимые с военными, человеческие потери (в той или иной степени пострадала, практически, каждая семья), в современных условиях выглядят более чем странно, если не сказать - дико.
Какой извращённый смысл, какая «выгода» диктуют укрывательство результатов «деятельности» палачей прошлого века, жертвуя при этом памятью, собственного народа? Для чего на государственном уровне обществу навязывается противоестественный авторитет «Фомы, не помнящего родства»?..
Ответа пока нет.
Тем не менее,
- учитывая историческую значимость вопроса памяти жертв репрессий (как и жертв фашизма, ибо, сопоставимы по масштабу и характеру насилия!),
- принимая, во имя этой памяти, версию, что прежние «уклончивые» ответы КГБ диктовались преходящими мотивами, считаем возможным предложить проведение по данной теме диалога (в приемлемом формате) с представителями КГБ РБ и иных компетентных структур.
На его начальном этапе мог бы быть обсуждён, в частности, вопрос: предоставление информации о местах массового захоронения в Республике Беларусь жертв репрессий 20-50-ых годов прошлого столетия и придание им статуса исторических памятников.
Для участия в таком диалоге нашу сторону могут представлять члены Экспертного Совета и Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий партии.
Диалог способствовал бы началу становления доверительных отношений в вопросе репрессий между госструктурами и обществом (скажем откровенно, отсутствующих сегодня!), определению наиболее эффективных методов исследования множества сопутствующих теме проблем, которые в виду сложности и объёма не могут быть разрешены отдельно государственными или общественными структурами.
Если это предложение представится Вам слишком революционным, то тогда мы оставляем за собой законное право получить от Вас, в частности, полную, документально подтверждённую информацию о местах массового захоронения жертв репрессий в Беларуси. Надеемся, что Ваш ответ будет конструктивным.
Председатель Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Владимир Романовский
Председатель Комиссии ОГП по реабилитации жертв политических репрессий Владимир Романовский обратился к Председателю КГБ Республики Беларусь с открытым...