Передвигаться по центральным улицам по правилам получается не всегда", – предупреждает друг Максим, велосипедист с 16-летним стажем. Каждое утро он ездит на работу в центр города, и, чтобы не опоздать, ему приходится обгонять не только пешеходов, но и… машины.
Специальных веломаршрутов в Гродно по-прежнему нет, и любители альтернативного транспорта уже привыкли к жизни в реальных условиях. В среду, 9 июня, в 18.00 мы с Максимом выехали с улицы Социалистической в сторону Лососно.
Альтернатива – есть …И тут же я нарушила правила дорожного движения. На улице Кирова тротуар оказался слишком узким. Пешеходы уступать дорогу не захотели, а отставать от своего спутника я тоже не собиралась. Впервые рискнула и выехала на край проезжей части. В отличие от моего друга велоопыт у меня скромный, да и опасные дороги я всегда предпочитала избегать. Поэтому поддержка в этот момент мне ой как была нужна – как-никак это моя первая "рабочая" поездка. От проходящих в нескольких десятках сантиметров от меня троллейбусов и автомобилей становилось страшновато: я опять вернулась… на тротуар. Но в потоке людей передвигаться оказалось сложно. – На велосипеде можно добраться до работы и обратно быстрее, чем на автобусе, или почти за такое же время, как на машине, – подбадривает Максим. – Дорогу знаю хорошо. Уже привычную дистанцию преодолеваю меньше чем за 25 минут. Чувствую себя на фоне таких "рекордов" черепахой. Пытаюсь не подвести друга и жму на педали. Но на Cтаром мосту снова сталкиваюсь с препятствием. В некоторых местах между световыми столбами расстояния едва хватает для прохода человека. Старалась аккуратно проехать и не поцарапать велосипед. Потеряла время и снова догоняла Максима.
Пунктов проката стало меньше На улице Гагарина я наконец смогла расслабиться и задать своему спутнику несколько вопросов. "Велосипед купил недавно. Горники для наших дорог практичнее", – поверила этому утверждению охотно. Ведь все время Максим легко перепрыгивал выступы на тротуарах. Я же более 30 бордюров на своем велосипеде преодолевала "вручную". Из-за таких преград удовольствие от поездки сомнительное. Мой городской железный конь предназначен для небольших дорожных прогулок. И все-таки мы с Максимом счастливые обладатели собственного двухколесного транспорта. Хороший велосипед в среднем стоит 1,5 миллиона рублей. Дороговато. Любителям такого средства передвижения могли бы помочь прокатчики. Однако, как признается директор ОАО "Гроднопрокатсервис" Владимир Маликов, выбор у них невелик. Предложить за 12 тысяч рублей в месяц могут только отечественных "Аистов", поэтому спрос небольшой. Кстати, в начале прошлого века в Гродно было три частных пункта проката велосипедов, сейчас – ни одного. Прошлым летом гродненцы в Пышках катались на горных велосипедах. В этом сезоне прокат закрыли. Теперь отдохнуть на Тропе здоровья можно будет только на личном транспорте.
Пешеход против велосипеда? На улице Советских Пограничников начинает мучить лишь один вопрос: как объехать горожан, которые не хотят тебя замечать. Мой предупредительный звонок проблему не решал. Буквально сразу стало понятно: пешеход считает себя главным на тротуаре и не готов идти на компромиссы. Так и есть, но что делать, если велосипедист и пешеход не поделили тротуар? "Это не дорога и не ДТП, – вводит в курс дела инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома Татьяна Ескевич. – Велосипед – не автотранспортное средство, поэтому такое происшествие можно назвать несчастным случаем, и разбираться с этим уже должны сотрудники милиции". По словам Татьяны Константиновны, в Гродно случаев столкновения велосипедистов и пешеходов на дорогах зафиксировано не было. Пробираясь по узким тротуарам и курсируя между людьми, снова удивилась: почему нельзя разработать систему веломаршрутов? Такие дорожки построить вполне возможно, считает заведующий кафедрой белорусской культуры и регионального туризма ГрГУ Вячеслав Швед: "История говорит о том, что в районе зоопарка уже были дорожки, которые пользовались большим спросом. Незначительная реконструкция узких тротуаров и маркировка направлений решили бы проблему. Многие городские улицы теоретически готовы сегодня принять велосипедистов". Кстати, до Лососно мы с Максимом все-таки добрались. Правда, потратили на этот маршрут не 25, а… 45 минут.
Справка "ВГ" Велосипедисты отправили городским властям собственную систему маршрутов в марте, а обсудить ее им предложили… в июне. Как рассказал один из авторов проекта Олег Криушин, за три месяца никаких действий со стороны горисполкома предпринято не было. Главный специалист отдела физический культуры, спорта и туризма Гродненского горисполкома Виталий Братанюк: – Реализовать схему невозможно, так как она затрагивает центральные улицы, которые небезопасны для движения на велосипедах. Выгнать с дорог автотранспорт и перестроить тротуары мы не можем.
Кстати На Августовском канале этим летом появятся четыре веломаршрута.
Об этом сообщил специалист по туризму проекта о развитии трансграничного сотрудничества Польши и Беларуси "Неизвестная Европа" Сергей Тихонович. Идея на стадии исполнения. В настоящий момент уже определились с траекторией движения и маркируют направления. Ожидается, что в будущем для удобства появится карта со схемой дорожек. Скорее всего, воспользоваться ими смогут только обладатели собственных велосипедов. Пункты проката в этом месте пока не предусмотрены.