Повышенный спрос белорусов на автомобили, обусловленный ожиданием 1 июля, дал возможность неплохо подзаработать мошенникам и особо предприимчивым гражданам.
Сейчас ажиотаж на внутреннем рынке спал, но автомобили из Европы и Америки по-прежнему считаются заманчивым товаром. Особенно если предложение вкладывается в запланированный бюджет. Но очень часто дешевый вариант вынуждает расстаться с большей суммой.
На чем чаще всего попадаются наивные белорусы и какие схемы любят придумывать хитрые «лохотронщики», «Автостопу» на условиях анонимности рассказал предприниматель, чей бизнес связан с доставкой автомобилей из-за рубежа.
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ТУРКИ
- Не только у белорусов, но и у жителей других стран экс-СССР большим спросом пользуется немецкий авторынок. Но при покупке автомобиля из этого региона надо учитывать один важный момент - связываться можно только с самими немцами, а не с выходцами из других стран, которых в Германии полно и многие из которых хотят нечестно заработать.
Немцы следят за своей репутацией, причем легальный автобизнес загнан там в строгие рамки. Уставной фонд зарегистрированной фирмы должен составлять не меньше 50 тыс. евро, к тому же местные исполнительные органы строго следят за выполнением всех обязательств. Естественно, автомобили, приобретенные через официальные источники, обойдутся дороже, чем те, которыми пользуются ассимилированные турки, поляки и даже русские с украинцами.
Схема развода проста. Ты выбираешь автомобиль на сайте, резервируешь его, а потом к тебе приходит машина такой же марки, такого же года выпуска, но в худшем состоянии.
В моей практике был подобный случай: мы заказали Renault 2006г., но, когда машину пригнали, она отличалась от той, что была на фотографии. Автомобиль был той же марки, но другого поколения - в старой «морде», еще до рестайлинга, хотя изначально модель выглядела более свежей.
Продавцы напоказ выставляют лучшие автомобили, которые у них есть (иногда просто фотографии из общего доступа), а потом за те же деньги отдают машины, которые сбыть не могут. Репутация их не страдает, потому что ее изначально нет, а наивные покупатели всегда найдутся.
В нашем случае мы подали в суд, но пока неизвестно, насколько это затянется и чем дело закончится. Единственное, что в этой ситуации может спасти, так это точное знание, с кем работаешь, потому что провести деньги через банк может только юрлицо со всеми данными - телефонами, местом расположения. Хотя и у таких продавцов всегда остается место для маневров.
РАЗВОД ЧЕРЕЗ ПЕРЕВОД
- Существует еще более примитивный развод, на который, как ни странно, до сих пор попадаются доверчивые люди. Он тоже связан с заказом автомобилей через Интернет.
В Германии очень популярен сайт mobile.de, на котором периодически кормятся мошенники. Знающие люди понимают, что частные предложения рассматривать не стоит, модераторы сайта также стараются оперативно убирать такие объявления, но за всем уследить нереально. Самый явный признак развода - отсутствие телефона продавца, связь осуществляется исключительно по электронной почте.
Еще один характерный признак такого объявления - весьма выгодное предложение. Предлагается машина довольно свежего года, с рестайлингом и по выгодной цене, правда, не совсем уж смешной, чтобы не вызвать сильных подозрений.
Дальше схема работает следующим образом: списываешься с продавцом, а он говорит, куда можно перевести деньги. Причем перевод необходимо сделать не через расчетный счет, а по системе Western Union. Доверчивый покупатель платит залог, сообщает мошеннику код, и тот буквально через 20 минут может снять деньги.
Один из белорусов так «купил» в Гамбурге Volkswagen - ему такое предложение опасным не показалось. В итоге остался без суммы, которую перевел в качестве залога.
ПРИВЕТ ИЗ АМЕРИКИ
- Могут нечестный бизнес вести и белорусы, поставляющие автомобили из-за рубежа. В этом случае площадка для афер - в основном не немецкий рынок, а американский. Рекламу они дают красивую: вы сами выбираете модель, мы вам ее поставляем за приемлемую цену в нормальные сроки.
Афера может состоять в том, что клиент заказывает автомобиль в рабочем состоянии, за что, собственно, и платит деньги, а в итоге посредник приобретает машину с аукциона Caport, где торгуют битой или неисправной автотехникой. В итоге открывается прибывший из Америки контейнер, и клиент видит не то, что заказывал. Очень часто у таких машин явные проблемы либо с двигателем, либо с коробкой передач.
Ко мне обращался один из таких покупателей, который искал новый двигатель на купленную в Штатах Kia. Вполне вероятно, что его машина стала жертвой наводнения, т.к. двигатель вышел из строя из-за гидроудара. Хотя покупатель изначально платил как за автомобиль, пригодный к эксплуатации.
Самое каверзное в этой ситуации для клиента, что, даже если довести дело до судебного процесса, шансы на положительное решение вопроса малы. Некоторые продавцы позиционируют свою деятельность как информационную услугу (вы обращаетесь - мы предлагаем), поэтому доказать факт подтасовки практически невозможно.
СЮРПРИЗ ОТ ПЕРЕГОНЩИКОВ
- Некоторые люди теряют деньги на доставке автомобилей из Европы. Самый надежный способ - купить место на автовозе, что, как правило, стоит 400-600 евро. Но часть покупателей, желая сэкономить, заказывает услуги перегонщиков, которые оценивают свою работу в 200-300 евро и часто «забывают» указать, что клиент оплачивает дополнительные расходы - страховку, транзитные номера и т.д.
К тому же в Германии дорогое топливо - литр солярки стоит 1,25 евро. Некоторые перегонщики не обращают внимания на ПДД и часто ездят по Германии с превышением скорости, а штрафы там солидные. В Беларуси они убеждают покупателей, что это было сделано исключительно в целях оперативности доставки, и включают штраф в общую сумму. Если принять во внимание все факторы, то самостоятельная доставка автомобиля - дорогое удовольствие, лучше дождаться очереди на автовоз.
Повышенный спрос белорусов на автомобили, обусловленный ожиданием 1 июля, дал возможность неплохо подзаработать мошенникам и особо предприимчивым гражданам.