В крипте минского Храма–памятника в честь Всех Святых, в память безвинно убиенных во Отечестве нашем вечером 2 июля перезахоронят останки троих неизвестных солдат трех войн...
Вы уже теперь можете представить, как пройдет уникальная церемония накануне Дня Независимости. В крипте минского Храма–памятника в честь Всех Святых, в память безвинно убиенных во Отечестве нашем вечером 2 июля перезахоронят останки троих неизвестных солдат трех войн — Отечественной 1812 года, Второй Отечественной, как назвали в свое время Первую мировую, и Великой Отечественной. Это более чем символическая акция. Фактически под сводами Всехсвятской церкви закладываются основы национального пантеона. И не случайно все произойдет в преддверии главного национального праздника.
В чем символизм даты 3 июля? В этот день 1944 года с освобождением Минска от нацистской оккупации наступил финал войнам на нашей земле. С тех пор ни один захватчик не посягнул на свободу Отечества. А до той поры, к сожалению, хватало авантюристов, направлявших полки «на Москву», но неминуемо грабивших и разрушавших селения, убивавших мирных жителей нашей земли. Защищавшие от них свои дома и нивы солдаты тысячами, миллионами гибли в боях трех отечественных войн, пропадали без вести. В боях за независимость страна теряла лучших своих людей.
Останки троих солдат обнаружены специальным поисковым батальоном Министерства обороны в разных местах Беларуси. Александр Коваленя, директор Института истории НАН, сообщил подробности: «Прах воина 1812 года найден под Бешенковичами, солдата Первой мировой — под Гродно, Великой Отечественной — у Лоева. После того как прошла эксгумация тел, наши ученые изучили останки и подтвердили их принадлежность к разным эпохам». Однако до сих пор души погибших не знали покоя — не было над ними духовного памятника.
Позавчера проходили последние приготовления к ритуалу похорон. На медленно двигающихся по улице Калиновского трех бронетранспортерах в сопровождении священников из центра города к Всехсвятскому храму доставят гробы с прахом неизвестных солдат. По пути следования машин с останками героев выстроятся солдаты всех родов войск. Как только процессия появится вблизи церкви, воины разом склонятся на одно колено — в знак уважения к погибшим товарищам по оружию. Остановившись напротив главного входа в собор, солдаты роты почетного караула бережно снимут саркофаги с бронетранспортеров и пронесут, чеканя шаг, до соборной крипты. Здесь над гробами прочтет молитву митрополит Филарет. На площади перед храмом в исполнении Национального академического симфонического оркестра, сводных хоров (светских и церковных), ансамбля звонарей Минской епархии прозвучит увертюра Чайковского «1812 год». Акция завершится колокольным звоном и фейерверком.
Наблюдать процессию можно будет с церковного двора и по мониторам, установленным рядом. Трансляцию покажет Первый канал.
Вчера я побывал в будущем пантеоне. Посередине зала установлена лампада с неугасимым огнем от Гроба Господня. Лучи от священного пламени должны вечно освещать некрополь. Настоятель протоиерей Федор Повный напомнил, что Всехсвятский храм — особое сооружение: камень в основание закладывал Патриарх Алексий II.
Но все начиналось еще ранее.
— В 80–е годы я нес послушание в храме–памятнике в честь русских воинов в Лейпциге, — вспоминает отец Федор. — Церковь была воздвигнута в ознаменование столетия «Битвы народов». В алтаре покоятся останки воинов, сражавшихся с Наполеоном. Именно там у меня зародилась идея создать подобный мемориал на родине. Потом, в августе 1990 года, я побывал в Пюхтицком монастыре в Эстонии. На прощание настоятельница игуменья Варвара вручила мне мешочек и сказала: «У нас много, а вам пригодится». Я заглянул внутрь. Там были тридцать три частицы мощей святых — от апостола Луки до оптинских старцев. Еще спустя полгода у меня произошла встреча с митрополитом Филаретом. Мы увиделись в полночь в Жировичском монастыре. Владыка говорил о том, что готовится первый пастырский визит Патриарха Алексия и городскими властями выделены два участка для строительства новых храмов — на улице Притыцкого, где сейчас собор, посвященный жертвам Чернобыля, и на Калиновского — храм Всех Святых. Митрополит мне тогда прямо и сказал: «Возьмись за Всех Святых». Первая мысль, которая меня тогда посетила: «Господи! Так святые еще полгода назад «пришли» ко мне во плоти, там, в Пюхтице!»
Храм–памятник Всех Святых по замыслу отца Федора должен стать не только местом молитвы, но и соприкосновения с историей: «Забвение прошлого приводит к искажению истины».
Не случайно несколько ниш в крипте после 2 июля будут пустовать. Позже здесь появятся саркофаги с останками других солдат трех отечественных войн. Есть идея перенести в храм и прах Максима Богдановича — из Крыма, слуцких князей — из Польши. Увековечат здесь и жертв репрессий, и соотечественников, вынужденно покинувших родину в далекие времена. В крипте уже сделаны ниши для земли, которую будут привозить паломники из разных уголков мира, где покоятся наши земляки. Возможно, церемония захоронения знаменитых предков в пантеоне в День Независимости станет традицией.
В крипте минского Храма–памятника в честь Всех Святых, в память безвинно убиенных во Отечестве нашем вечером 2 июля перезахоронят останки троих неизвестных...