Белорусские дороги смертельно опасны
15.07.2010 09:41
—
Новости Общества
|
Ежегодно в Швеции на дорогах гибнет в четыре раза меньше людей, чем в Беларуси. Причем уровень автомобилизации у нас в 1,5-2 раза ниже европейского. Несмотря на повсеместно внедрённые фликеры, операции «Скорость», «Пешеход» и прочие меры водители не стали реже сбивать пешеходов. - Теперь наказание за совершение наезда на пешехода стало намного мягче, - отмечает старший советник юстиции, начальник отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и анализу судебной практики прокуратуры Минска Валерий Пак в беседе с «Обозревателем». - Ранее за причинение по неосторожности смерти человека или тяжкого телесного повреждения предусматривалось наказание только в виде лишения свободы на срок до 10 лет. В 2009 году судами Минска за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта было осуждено более 160 человек. Чаще всего наказание назначалось в виде ограничения свободы (45 процентов случаев), исправительных работ (34 процента). Наказание в виде лишения свободы было назначено 8,5 процента осужденным, в виде штрафа - 6 процентам. В отношении 24 лиц уголовные дела судом прекращены. - По какой причине? - По закону лицо, совершившее преступление, которое не представляет большой общественной опасности или впервые совершившее менее тяжкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности. В прошлом году в отношении 20 водителей уголовные дела были прекращены судом в связи с примирением сторон, и эти люди были освобождены от уголовной ответственности. Если потерпевший настаивает на строгом наказании - это одно. Если же он прощает обвиняемого, который компенсировал ему моральный и материальный ущерб, то дело может быть прекращено за примирением сторон, а обвиняемый - освобожден от уголовной ответственности. - Если деяние водителя влечет за собой уголовную ответственность, его лишат прав в любом случае? - Необязательно. УК предусмотрена возможность назначения наказания в виде лишения свободы и лишения права заниматься определенной деятельностью. Суд учитывает конкретные обстоятельства дела, данные о личности виновного, наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. В прошлом году районными судами Минска лишение права управлять транспортными средствами назначено в качестве основного и дополнительного наказания примерно 60 процентам лиц, осужденных за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. - Гибель человека в ДТП в почти 60 процентах случаев так или иначе связана с качеством проектных решений улиц, - убежден председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. - Наше исследование показало, что многие традиционные меры по безопасности дорожного движения малоэффективны либо вовсе неэффективны. Доля пострадавших в темное время суток практически не изменилась, несмотря на усилия по распространению фликеров и контролю за их применением. Изменения аварийности в результате проведения операций «Скорость», «Пешеход» находятся в пределах погрешности анализа. После реконструкции МКАД количество погибших возросло в 5 раз, затем было снижено до предыдущего уровня. Ценой проектных ошибок стало 120 жизней! По нашим сведениям и данным ГАИ, после каждого капитального ремонта столичных улиц вероятность гибели людей в ДТП увеличивается в среднем на 12-15 процентов: скорости автомобилей увеличиваются, а дополнительные меры безопасности не привносятся. В Беларуси возникновение аварийной ситуации до сих пор воспринимается как случайное стечение обстоятельств либо некомпетентность водителя. В действительности же за любой аварией стоит не случайность, а цепочка событий. Дорога должна разрывать эту опасную связь, защитить участника движения, даже если он ошибся, тем более если это пожилой человек, ребенок. Поэтому за безопасность движения должен отвечать владелец дороги и нанятые им специалисты, которые проектируют и содержат транспортную инфраструктуру. - Какие западные стандарты в организации движения можно применить в Беларуси уже сейчас? - Во-первых, следует рассмотреть снижение максимальной скорости движения по городу до 50 километров в час. При столкновении с автомобилем, движущимся на скорости 60 километров в час, вероятность выжить у пешехода оценивается в 10 процентов. При снижении скорости всего лишь на 10 километров в час этот шанс увеличивается до 40 процентов. Во-вторых, нужно изменить подходы к созданию дорожной инфраструктуры и соответствующие нормативы. Здесь, скорее всего, проблема в ментальности проектировщика, который проектирует дорогу под себя, а не под свою пожилую маму или своего ребенка. В европейских странах нельзя, чтобы на нерегулируемых пешеходных переходах пешеход переходил более 2 полос за раз, а лучше только одну. У нас же людям порой приходится преодолевать и 3, и 5 полос. На протяжении 3 лет мы проводили детальное исследование минских дорог. В результате анализа мы пришли к выводу, что опасность для жизни пешеходов на 60 процентов определяется тем, как спроектирована дорога. Если дома вы то и дело спотыкаетесь о диван - что вы сделаете? Передвинете его! Здесь нужно действовать по тому же принципу. По нашим расчетам, инженерное устранение проблем или проектных ошибок позволит снизить количество ДТП на минских дорогах в 2-3 раза! Причем речь идет не о каких-то затратных мерах. Где-то нужно выделить пешеходный переход за счет островка безопасности, где-то - сузить проезжую часть, где-то - установить дополнительное освещение, где-то - заменить светофор на мини-кольцо, чтобы водители, двигаясь по кривой, сбавляли скорость… Для реализации таких действий разработана городская программа обеспечения безопасности дорожного движения на 2010-2015 годы. Она одобрена ГАИ и представлена в Мингорисполкоме. Если выполнить эту программу, то практически без дополнительных расходов количество погибших в Минске снизится в 2 раза и высокая европейская планка покажется более достижимой. - В спальных районах часто можно видеть припаркованные вблизи пешеходных переходов машины, - продолжает Юрий Краснов. - В таких случаях водителю необходимо снизить скорость и убедиться, что за машиной нет людей. Торопясь, многие пренебрегают этим правилом. Никто не снимает ответственности с тех водителей, которые нарушают правила остановки и стоянки, но если машина стоит, вы ее сейчас же не уберете, а совершить наезд на пешехода можете очень просто. Подъезжая к пешеходному переходу, водитель может сразу и не увидеть пешехода, так как тот пересекает соседний ряд. Типичный пример: автомобиль, едущий в третьей полосе в плотном потоке машин, сбивает пешехода. Водители, движущиеся в первой и второй полосах, уступили дорогу пешеходу, а водитель, едущий по третьей полосе, не заметил замедления потока… Система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя не только нормы ПДД и наказания за их нарушение, но и создание грамотной организации дорожного движения, социальные программы, создание безопасного автомобиля и воспитание безопасного водителя. По мнению Юрия Краснова, без безопасного водителя невозможно в полной мере обеспечить безопасность дорожного движения с помощью других направлений: - Каждый водитель должен осознавать свою ответственность. Чтобы стать безопасным водителем, недостаточно окончить автошколу. Необходимы повышение квалификации и самоподготовка. И самое главное - это отношение самого водителя к безопасности на дороге. Цель любого водителя - обеспечить безопасность других участников движения на дороге, а не быстрее доехать из пункта А в пункт В. За нарушение Правил дорожного движения с пешехода взимается штраф от 35 тыс. до 105 тыс. рублей. Если на момент совершения ДТП он находился в нетрезвом виде, то сумма штрафа составит от 105 тыс. до 175 тыс. рублей. Если пешеход создал аварийную ситуацию - штраф от 105 тыс. до 280 тыс. А если ДТП произошло по вине пешехода, то штраф с последнего взимается в размере от 175 тыс. до 700 тыс. рублей. Водитель, совершивший наезд на такого пешехода, привлекается к ответственности в том случае, если мог избежать ДТП. Если в результате столкновения с автомобилем пешеход получил легкое телесное повреждение, то водитель наказывается штрафом в размере от 105 тыс. до 1,050 млн. рублей или лишением права управления транспортным средством сроком до 2 лет. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ежегодно в Швеции на дорогах гибнет в четыре раза меньше людей, чем в Беларуси. Причем уровень автомобилизации у нас в 1,5-2 раза ниже европейского. Несмотря на... |
|