Приоритеты устойчивого развития. От роста объемов производства и продаж к качественному скачку уровня жизни населения
10.08.2010
—
Новости Общества
|
В Витебской области вопросам качества уделяется большое внимание и не только потому, что нынешний год определен главой государства и правительством как Год качества. В современных экономических условиях без системного подхода к такому понятию, как качество жизни, продвижение вперед немыслимо. Качество товаров определяет их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках. От экономического роста в народнохозяйственном комплексе в конечном счете зависит уровень жизни нашего населения. О том, какая экономическая база подведена под решение социальных проблем, разговор с председателем комитета по экономике Витебского облисполкома Святославом ЗАРОВСКИМ. — Святослав Анатольевич, губернатор Витебской области Александр Косинец поставил перед народнохозяйственным комплексом большие задачи по наращиванию объемов производства, расширению ассортимента выпускаемой продукции. Что уже можно сказать по итогам первого полугодия? Какие сферы экономики сработали с наилучшим результатом, каким еще надо наверстывать упущенное? — По итогам работы за январь—июнь 2010 года в целом по области сохранена положительная динамика по большинству показателей прогноза социально-экономического развития на текущий год. — За счет каких факторов наблюдается рост продаж товаров народного потребления и как это сказывается на уровне материального благополучия населения? — Слагаемых, обеспечивающих прирост товарооборота, много. Но главное — это постоянное наличие в продаже высококачественных товаров в широком ассортименте по доступной цене. На протяжении ряда лет потребительский рынок области характеризуется сбалансированностью спроса и предложения. Сохранена тенденция опережающего роста реализации непродовольственных товаров (116,6 процента) по сравнению с продовольственными (111,7). А этот факт подтверждает рост благосостояния населения.В работе по насыщению рынка приоритеты отданы товарам отечественного производства. Их доля в общем объеме розничного товарооборота официальной торговой сети за полугодие составила 83,9 процента, в том числе продовольственных товаров — 89,6, непродовольственных — 73,8 процента.Важным направлением в работе торговой сферы является развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания. В текущем году предприятиями торговли и общественного питания на развитие материально-технической базы направлено 24,2 миллиарда рублей. В области открыто 75 магазинов и 30 общедоступных объектов общественного питания на 1041 место. — Расскажите, какая продукция предприятий Витебщины наиболее востребована на внешнем рынке и каковы перспективы наращивания экспорта? — По итогам первого полугодия внешнеторговый оборот товаров в целом по области составил 2114 миллионов долларов (с учетом нефти и нефтепродуктов) и увеличился на 16 процентов. При этом экспорт возрос на треть. Мы поставляем продукцию в 73 государства, по импорту товары завозятся из 89 стран. Осваиваются новые рынки сбыта: Кувейт, Ливия, Лихтенштейн, Тунис, Афганистан, Венесуэла, Парагвай, Саудовская Аравия.В целом коммунальные предприятия обеспечивают положительное сальдо внешней торговли в размере 60 миллионов долларов и темп роста экспорта на уровне 142,8 процента. Основными экспортерами остаются организации мясо-молочной отрасли. Вместе с тем для поставки продукции в страны ЕС и расширения ее ассортимента требуется получить разрешение. Это позволит помимо сухого молока и казеина развивать поставки сыров и другой молочной продукции. Данная работа проведена на Верхнедвинском маслосырзаводе, организована на ОАО “Молоко”, Полоцком молочном комбинате, Глубокском молочно-консервном комбинате.Вывозимое за рубеж сухое молоко, казеин являются по сути полуфабрикатами, получающими после переработки значительную добавленную стоимость, которую должны иметь и наши предприятия. Таким образом, с одной стороны необходимо техническое перевооружение, что и делается на предприятиях, а с другой — переработкой сухого молока за рубежом также желательно заниматься предприятиям концерна мясо-молочной отрасли, чтобы вырабатывать из него широкий ассортимент молочных изделий и продавать их потребителю.Основной задачей в экспорте коммунальных предприятий является организация глубокой переработки сырья и продвижение продукции на внешние рынки за счет собственной товаропроводящей сети. Например, после знакомства китайской молочной компании из провинции Хейлунцзян с ассортиментом Глубокского молочно-консервного комбината помимо сухого молока проявлен интерес к сгущенному молоку и сливкам, взяты пробы, изучается документация на соответствие требованиям китайского рынка. — Святослав Анатольевич, по программе развития малых городов на Витебщине открылось немало новых производств. Насколько успешно идет реализация этих проектов? Какие примеры наиболее показательные? — Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы направлена на повышение уровня и качества жизни населения, выравнивание условий его жизни в городах и сельской местности, городских поселениях различных категорий, обеспечение людей стабильной работой и достойной заработной платой. В Витебском регионе статус малого городского поселения имеют 40 населенных пунктов.Многое из запланированного уже удалось сделать. Создано более 15 тысяч новых рабочих мест, уровень безработицы по сравнению с 2006 годом снизился с 1,7 процента до 1. Среднемесячная заработная плата возросла более чем в два раза и в июне составила 945 тысяч рублей.Высокий рост объемов промышленной продукции и потребительских товаров отмечен в горпоселках Боровуха, Бегомль, городах Дисна, Лепель.За шесть месяцев текущего года в малых и средних городских поселениях освоено 279,2 миллиарда рублей инвестиций, введено в действие более 80 тысяч квадратных метров общей площади жилья. — Рост заработной платы поставлен во главу угла состояния дел в экономике Беларуси. Насколько удается выполнять этот прогнозный показатель? — Среднемесячная заработная плата за шесть месяцев этого года составила 977,2 тысячи рублей, в том числе за июнь — 1103,2 тысячи и увеличилась по сравнению с соответствующими периодами прошлого года на 14 и 19,2 процента соответственно.Для достижения установленного показателя в эквиваленте 500 у.е. все усилия направлены на обеспечение основных параметров социально-экономического развития регионов, выполнение показателей, предусмотренных бизнес-планами развития. Активизирована работа по стимулированию оплаты труда работников маркетинговых, логистических и внешнеэкономических структурных подразделений коммерческих организаций. — Качественный товар или товар высшего качества становится основой успеха любого бизнеса. Какие предприятия области вы выделили бы в этой номинации? Кто умеет делать качественную продукцию? И всегда ли она востребована? — Сегодня все больше организаций Витебского региона стремится создать и сертифицировать системы менеджмента качества уже не столько потому, что этого требуют условия работы с зарубежными партнерами, сколько в целях оптимизации собственной деятельности. Внедрение системы, базирующейся на международных стандартах ИСО серии 9000, позволяет проследить качество изготовления изделия на каждом этапе технологического процесса и своевременно внести необходимые корректировки. Она помогает улучшить качество управления всеми звеньями производства, снизить затраты на выпуск продукции, повысить уровень квалификации и ответственности персонала, обеспечить доступ к внешним рынкам.На 241 предприятии Витебщины сертифицирована система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISО 9001.Выходить на рынки ближнего и дальнего зарубежья нужно с широкой гаммой новых видов продукции, соответствующих уровню зарубежных аналогов. Так, ОАО “Классика индустрии моды” с учетом проведенного технического перевооружения обновило ассортимент трикотажных изделий более чем наполовину. Оршанский льнокомбинат разработал 40 новых структур тканей (типа батист, джинс; ткани для интерьера с антибактериальной, огнестойкой пропиткой, ткани для постельного белья) и штучных изделий бытового ассортимента. Создано 37 новых рисунков жаккардовых и набивных тканей.Сегодня конкурентными условиями поставки пищевой продукции на внешние рынки является внедрение на предприятиях систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР. В настоящее время в области данные системы сертифицированы на 28 предприятиях.Работа в этом направлении продолжается, так как сегодня при экспорте продукции предприятий пищевой отрасли, особенно в страны Евросоюза, предпочтения отдаются стандарту ИСО 22000, где прослеживается безопасность непосредственно “от поля до стола”. В Витебской области сертификаты на систему менеджмента безопасности пищевых продуктов получили уже два предприятия, это ОАО “Витебский мясокомбинат” и ОАО “Верхнедвинский маслосырзавод”.В конкурентных условиях одним из преимуществ поставки пищевой продукции как на внутренний, так и внешний рынки является маркировка продукции знаком “Натуральный продукт”. Семь предприятий Витебского региона получили 17 сертификатов на право маркировки своей продукции этим знаком. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Витебской области вопросам качества уделяется большое внимание и не только потому, что нынешний год определен главой государства и правительством как Год... |
|