Зарплаты в Беларуси растут. По сравнению с началом года доходы работников всех отраслей экономики увеличились. Но прибавка к зарплате имела разное значение для населения — потому что зарплаты у людей отличаются весьма существенно. Сегодня «Белорусские новости» рассказывают о самых бедных белорусах и тех, чьему доходу многие могут позавидовать.
Задача правительства достичь в 2010 году 500-долларовой зарплаты порождает в умах определенную двусмысленность. Кажется, что речь идет о доходе, который белорусы будут гарантированно получать к концу года.
Из правительственной риторики ускользает тот факт, что 500 долларов — усредненный показатель, который будет выведен исходя из доходов всех категорий населения — бедных, богатых, и тех, кто между ними.
Чтобы расставить точки над «i» в этом вопросе, мы ниже показываем текущий уровень доходов наибольшей части трудоспособного населения. В отраслевом разрезе.
Для корректности данных приведем зарплаты в долларовом эквиваленте — так будет нагляднее видно, кто обещанную 500-долларовую зарплату получит, а для кого она так и останется несбыточной мечтой.
В отраслевом разрезе доходы наиболее обеспеченной части населения выглядят следующим образом. Самые богатые люди Беларуси, согласно последним статистическим данным, работают в энергетической сфере (нефтепереработке, трубопроводном транспорте), банках. Зарплаты у этих категорий работников превысили в июне 700 долларов.
Более 500 долларов в июне получали представители химической, нефтехимической промышленности, работники металлургической, строительной отрасли. По уровню начисленной зарплаты от них не отстают работники органов госуправления, судов и юридических учреждений.
Среднесписочная численность работников всех предприятий составила в июне 3,28 млн. человек. Средняя зарплата в размере более 500 долларов в первом летнем месяце была характерна для 16 категорий работников, общая численность которых — почти 770 тысяч.
С учетом того, что правительство планирует продолжать повышать зарплату во втором полугодии, можно ожидать, что к запланированному 500-долларовому порогу подтянется зарплата в электроэнергетике, нефтехимии, машиностроении, пищевой промышленности. В указанных отраслях средняя зарплата в июне составляла 430-450 долларов.
Однако в стране немало больших социальных групп, которые зарабатывают заметно меньше. Это касается работников сельского хозяйства, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, легкой промышленности, тех, кто занят в сфере культуры и искусства. Средняя зарплата там, как правило, не превышает 350 долларов, а во многих случаях меньше 300 долларов.
Так, по состоянию на июнь средняя зарплата учителей составляла 321 доллар, работников сельского хозяйства — 277 долларов, в сфере культуры и искусства — 297 долларов, в легкой промышленности — 289 долларов, в системе здравоохранения — 330 долларов.
Поэтому приходится констатировать, что 500-долларовая планка в оплате труда, поставленная правительством на 2010 год, — показатель усредненный, который не показывает реальные доходы значительной части населения.
В упомянутых выше сферах — здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве — работают более миллиона человек. То есть, считай, каждый третий работник не будет и близко получать 500-долларовой зарплаты, о которой все так говорят.
Следует обратить внимание на вот еще какое обстоятельство. По данным Министерства труда и социальной защиты, межотраслевая дифференциация в оплате труда составляет сегодня 3,3 раза (это разница между наиболее высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями населения). Для сравнения: в 2000 году межотраслевая дифференциация в оплате труда была вдвое больше — 6,7 раза.
По мнению экспертов Исследовательского центра ИПМ, снижение межотраслевой дифференциации труда было вызвано целенаправленной политикой правительства в этой сфере. Поскольку единая тарифная сетка распространялась как на государственные, так и на частные предприятия, правительству удавалось регулировать размер зарплат в отраслях экономики. Чтобы она сильно не отличалась.
«Однако такой подход не стимулирует производительность труда, заинтересованность работников и руководителей в улучшении финансово-экономических показателей работы предприятий. Как следствие, этот фактор негативно влияет и на общую деловую активность в стране», — констатирует экономист Исследовательского центра ИПМ Анастасия Гламбоцкая.