Чем больше ездишь по стране, тем больше замечаешь: островки милого сердцу абсурда никуда не делись со времен Ильфа и Петрова. Где вы, новые сатирики? Оглянитесь вокруг...
Торговый центр «Столица» — место априори для Минска имиджевое. Здесь сосредоточено огромное количество фирменных магазинов отечественных производителей, представляющих в лучшем виде свою продукцию для всех желающих. Близость к вокзалу определяет и контингент публики: тут много приезжих, гостей столицы, иностранцев. По тому, как их обслужат, что предложат, они составят уже какое–то первоначальное мнение о Беларуси, простирающееся чуть дальше дипломатических штампов о «синеоком» крае озер и чистых улиц. Но вот зайдет, скажем, какой–нибудь лондонец пропустить стаканчик апельсинового сока в один из фирменных магазинов и прочтет объявление: «Чтобы получить продукцию отдела кафетерия, необходимо встать в очередь (слово очередь подчеркнуто) отдела печенья». Печенье в нагрузку, что ли? Конечно, лондонцу оно не помешает — пригодится к вечернему чаю, но как ему корректно объяснить, что у нас порой легче нагромоздить на листке бумаги околесицу, чем просто привести количество продавцов в соответствие с количеством отделов?
Хозяйственный магазин «Логойский тракт» — большой, старомодный, прохладный. Чего тут только нет: и садовый инвентарь, и люстры, и холодильники, и утюги (правда, нет вентиляторов — ну да ладно)... Приближенность магазина к кольцевой дороге и трассе Минск — Витебск также делает его обязательным пунктом посещения приезжих. Магазин вроде и рад показать, что же такое сервис по–столичному, на который должны равняться и все другие регионы. Правда, чтобы никаких иллюзий не оставалось, тут же, прямо на газовой плите, приклеен скотчем строгий текст на листке почему–то зеленого цвета: «Магазин осуществляет доставку крупногабаритного товара (холодильники, стиральные машины, газовые плиты) до подъезда (до подъезда — подчеркнуто) и только в радиусе 5 километров от магазина». А если коварные звезды сошлись так, что вас угораздило жить в 5,1 км от «Логойского тракта»? Прощайте, люстры и холодильники? А что делать одинокой пенсионерке, живущей на седьмом этаже и решившейся наконец на покупку новой газовой плиты, которую ей доставили аккурат к дверям подъезда, так и ночевать здесь же? Не для того ли и нужна доставка, чтобы помочь покупателю доставить именно такой крупногабаритный груз? И почему в частных магазинах никому в голову не придет вывесить такое объявление, груз доставят вовремя и на любой этаж. Но частные магазины — это, скорее, исключение из правил. Бывая в командировках, подобные категоричные объявления я встречал везде — в торговых залах магазинов Полоцка, Витебска, Гомеля, Орши, Речицы... Не хочет меняться наша заповедная «страна Торговия». Живет она еще по вчерашним меркам. Так ей проще и удобнее.
Предупрежден — значит вооружен, говорите? Предупреждать нас в точках торговли любят. Мол, особо не наглей, гражданин покупающий. Вот только предупреждают не о том. Никто и нигде не вывесит объявление: «Граждане! Молоко прокисло, не покупайте!» Или: «В корм представленного в рыбном отделе пангасиуса, возможно, подмешивались антибиотики и стимуляторы роста, не исключено применение генетически видоизмененных кормов, которые могут негативно сказаться на здоровье человека, употребляющего данную рыбу в пищу»...
Ничего подобного. Если и напишут, так, скорее, о какой–нибудь бюрократической проволочке, административной неполадке, нестыковке... А так хочется авторам этих строгих бумаг и объявлений посоветовать экономить чернила и употребить фантазию на что–нибудь другое! Господа хорошие, не держите нас за безграмотных мещан, не умеющих читать между строк.
Тоска объявленийОб абсурдных объявленияхЧем больше ездишь по стране, тем больше замечаешь: островки милого сердцу абсурда никуда не делись со времен Ильфа и...