Свой дом индивидуальный предприниматель Сергей Мукосей превратил в музей. Необычную коллекцию старинных вещей видели только близкие друзья и вот теперь корреспонденты "Вечёрки".
В центре Копенгагена Собирать раритеты Сергей Мукосей начал лет десять назад. Говорит, ностальгия по СССР захлестнула…
О том времени напоминают огромные красные полотна с вышитыми серпом и молотом и лозунги "Слава труду!", "Труд в СССР". В центре – большой портрет Ленина. Все в духе социализма.
На столе аккуратно стоят керосиновые лампы. Все в рабочем состоянии, но Сергей их не зажигает – сильно дымят. Тут и переносной фонарь, с которым когда-то садовники осматривали территорию: свечку поставил и иди смело в темноту.
Сохранился старинный утюг на углях. В нем есть специальное отверстие, в которое засыпаются угли, и, пока они горячие, можно утюжить. Минус в том, что температуру на таком утюге не выставишь. Старинным выглядит и теплоэлектровентилятор, который "гонит" как теплый, так и холодный воздух. Этот прибор изготовили в 1952 году. Тут же и послевоенный телефон, которому лет 60, но при этом он работает безотказно. А еще есть пишущая машинка "Мерседес", на которой иногда Сергей печатает, несмотря на то что рядом стоит современный компьютер. Кстати, у него в гараже хранится и настоящий большой автомобиль "Мерседес" 60-х годов.
Вместо обоев в зале на всю стену повесил карту Европы 8 на 3,5 метра. Ее он называет "Ковер из Копенгагена". А все потому, что город Копенгаген размещен прямо по центру стены. Эту карту подарил коллекционеру знакомый военный после того, как расформировали воинскую часть, в которой он нес службу. Кстати, на "ковре" сохранились даже символы 50-х годов.
– А это что? – спрашиваю.
– Таксометр 70-го года. На нем даже цена сохранилась: 20 копеек за километр. Указаны время посадки и высадки пассажиров.
Мы постепенно перешли в другую комнату.
– Интересный снимок, – заметила я.
– Это фото трехколесного "Мерседеса". Не помню, когда и где сделал. Этот автомобиль одноместный, а лобовое стекло в нем и есть дверь. Многие вещи мне дарят мои друзья на день рождения, на Новый год. Вообще я не столько собираю, сколько не выбрасываю, – объяснил Сергей Мукосей.
Патефон на диване
… Чаще всего в доме раздаются звуки довоенного патефона "Филиппс" 1937 года. Иногда Сергей включает так называемую советскую радиолу – два в одном: хочешь – радио, хочешь – пластинки. В его коллекции целых 22 альбома Владимира Высоцкого. Песни своего кумира наш собеседник слушает исключительно на стареньком проигрывателе на виниловых пластинках. Он утверждает, что в чистом виде музыку известного барда можно услышать только так. На стареньком бобинном магнитофоне с удовольствием ставит песни легендарных групп "АББА" и "Бони Эм".
Сергей Мукосей и сам не прочь исполнить что-нибудь этакое. Уже 35 лет играет на гитаре, а вот старинное пианино пока не изучил. Он признается, что музыкального образования у него нет: "Сумею настучать разве что собачий вальс. Зато дочка играет великолепно".
Якорь нашли в Немане
… Мы вышли во двор. Натолкнулись на огромный якорь.
– Его мы нашли в Немане, когда купались. Случайно нащупали ногой. Судя по всему, этот якорь морской. Весит килограмм 150! Мы его откопали, еле вытянули моторной лодкой (лодка чуть не потонула) и потихоньку спустили по реке вниз к Лососно. Погрузили в бус и привезли сюда. За этот якорь мне предлагали триста долларов.
Наш герой часто совершает поездки по реке, тем более что у самого есть моторная лодка. А вот на море выезжает очень редко. Больше по душе выезды на Неман. "Добираемся в верховье реки и в течение часов 14 спускаемся вниз по течению до Августовского канала, там как раз моя дача. Разбиваем палатки, отдыхаем денек-другой, а потом заводим моторы и обратно в город едем". Все поездки Сергей запечатлевает на фото, а потом вывешивает: вся стена в комнате пестрит веселыми снимками.
Среди местных "достопримечательностей" – спасательный круг с веселой надписью: "Причал сто грамм". Сразу за ним – огромные качели – любимое местечко друзей Сергея Мукосея, которые частенько остаются у него ночевать.
– А это корзинка килограмм на двадцать. Пойду в лес по грибы, пока полную не наберу – домой не возвращаюсь, – рассказывает Сергей Мукосей. – Вот прялка. Уже совсем "старушка". Их еще в прошлом веке перестали делать. Колесо, кстати, еще крутится. Может, и починить можно.
Взгляд привлек еще один "экспонат". На стене дома, прямо под крышей, висело огромное колесо, которому, по словам Сергея, лет 180: "Скорее всего, оно с прогулочной брички. Может, пан какой или граф прогуливался. Это колесо под Литвой мне купил знакомый".
Мастер перевоплощения
Сергей Мукосей безумно любит перевоплощаться. "Вечёрке" посчастливилось дважды побывать у него в гостях. Если первый раз, когда мы писали о раритетных автомобилях, он встретил нас в кителе, был очень похож на Сталина, то во второй – очень походил на ковбоя. К слову, в гардеробе у него еще и несколько фуражек спецназа: туркменская, советская, венгерская. Есть даже немецкая каска Первой мировой войны. Сейчас мечтает купить шлем офицера с пикой того же времени. Даже видел его где-то, но шлем по размеру не подошел.