Деньги на ветер. 21.by

Деньги на ветер

01.09.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Беларуси следует пересмотреть отдельные подходы при формировании инновационных производств

По задумкам авторов Госпрограммы инновационного развития Беларуси на 2011—2015 годы, концепция которой недавно была представлена на суд общественности, доля инновационно активных предприятий в стране к концу следующей пятилетки должна увеличиться до 30 %. Предполагается, что «новая» продукция в общем объеме промышленного производства достигнет 25 %, хотя ныне этот показатель составляет только 17 %. Цифры не могут не вселять оптимизм. Но такие чувства преждевременны – громадье планов авторов концепции может порушить один-единственный «камушек». Пожалуй, наиболее существенным недостатком документа остается тот факт, что реализацией принципов инновационного развития страны будет заниматься не орган стратегического управления, а отраслевые ведомства, для которых участие в реализации программы лишь способ получения дополнительной господдержки, льгот и преференций.

Сегодня Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) не имеет достаточно ресурсов и полномочий, чтобы единолично определять приоритеты и параметры инновационной деятельности в стране. Вот и получается, что в реализации госпрограммы предполагается участие всех министерств и ведомств, облисполкомов и концернов, а не только тех отраслей, которые реально обеспечивают научно-технический прогресс. Более того, в отраслевой раздел госпрограммы изначально заложены не только проекты, способствующие созданию производств 5-го и 6-го техноукладов (причем вопрос определения данного конкретного проекта к тому или иному техноукладу является не до конца ясным с точки зрения методологии, и специалистам эта проблема известна), но и более низких укладов, что в принципе не позволяет говорить об их «инновационности». Иными словами, «ординарный» инвестпроект легко может оказаться закамуфлированным под инновационный.

Приведу несколько красноречивых примеров. Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия в рамках Госпрограммы инновационного развития предполагает реализовать такие проекты, как «Строительство двенадцати помещений для выращивания бройлеров в ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», «Проведение реконструкции бассейнов для выращивания сома европейского в ОАО «Рыбокомбинат «Любань» мощностью до 40 тонн товарной продукции в год». Министерство жилищно-коммунального хозяйства отметится в проекте, который, по мнению специалистов ведомства, относится к 5—6-му техноукладу: «Модернизация производственного участка ОАО «Гомельский завод «Коммунальник» по выпуску гидрантов пожарных». Министерство культуры также взялось за разработку «сложнотехнологического» проекта — «Разработка инновационного обеспечения экспозиции Национального исторического музея Республики Беларусь». Не надо быть пророком, чтобы сказать, что такой камуфляж и мимикрия ничуть не поспособствуют инновационному развитию страны…

Альтернатив таким подходам немало. Избежать ошибок в будущем будет возможно только в случаях, если авторами (а не составителями-компиляторами, как это происходит ныне) Госпрограммы инновационного развития будут выступать ГКНТ и Министерство экономики, которые обязаны будут задавать целевые параметры-ориентиры инновационно-технологического развития и инвестиционно-структурной перестройки экономики безотносительно отраслевых желаний и интересов конкретных министерств, ведомств и обл-исполкомов. Сфера действия госпрограммы должна распространяться исключительно на высокотехнологичный сектор национальной экономики — наукоемкое машиностроение, связь, IT-отрасль, здравоохранение, образование, НАН Беларуси. Прочие же отраслевые министерства должны осуществлять инновационную деятельность в рамках ведомственных инвестиционно-инновационных программ и проектов.

Основной целью Госпрограммы инновационного развития страны на 2011—2015 годы должно стать формирование отраслей и производств на основе технологий 5-го и 6-го техноукладов, форсированное развитие IT-индустрии, наноиндустрии и индустрии биотехнологий. Кроме того, необходимо и проведение инвестиционно-структурной перестройки национальной экономики. А в качестве параметров оценки результативности Госпрограммы инновационного развития к 2016 году могли бы выступать следующие показатели: доля отраслей и производств 5-го и 6-го техноукладов в структуре ВВП должна будет достичь не менее 30 % (против нынешних 10 %); наукоемкость ВВП – не менее 3 % (против нынешних 0,7—0,9 %); доля персонала высокотехнологичного сектора экономики в общей структуре занятых в национальной экономике — не менее 15 %. К 2016 году среднегодовой объем продукции IT-индустрии должен составлять не менее $ 5 млрд. против нынешних $ 150—200 млн., в том числе на экспорт должно отправляться товаров и услуг IT-индустрии не менее чем на $ 4,5 млрд.

В целях формирования «Бюджета развития» для финансирования мероприятий госпрограммы необходимо создать на базе Белорусского инновационного фонда Национальный инновационный фонд Беларуси, сконцентрировав в нем средства отраслевых инновационных фондов, изъяв их из ведения отраслевых министерств и ведомств. В этом случае акцент в реализации госпрограммы будет фокусироваться именно на создании отраслей «новой экономики», а не на имитации инновационной деятельности отраслями традиционного сектора…

Следует ясно понимать, что перспективы сохранения и развития Беларуси как суверенного и независимого государства непосредственно обусловливаются тем, насколько оперативно будет сформулирована реалистичная стратегия национально-государственного строительства и институциональных преобразований, реализация которой поспособствует преодолению инерции прошлого и выведет нашу страну на новую траекторию динамичного развития. Самое обидное, что времени у нас осталось всего ничего — полтора-два года.

Дмитрий КРУПСКИЙ, руководитель проекта «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов», директор портала VIB.BY

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отдельные подходы при формировании инновационных производств стоит пересмотреть
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика