Одна из самых проблемных сфер — жилищно–коммунальное хозяйство. Мониторинг работы местных органов власти с обращениями граждан только подтвердил известный факт. А еще показал, что проблемы в жилкомхозе весьма неоднородны. Первое место ныне удерживают отчаянные просьбы о срочном ремонте стареющих домов. Гомельской области, например, нужно... 60 лет, чтобы привести в порядок многоэтажки, которые этого законно требуют.
— Сегодня расписали 50 обращений, — увесистую пачку показывают в управлении жилищно–коммунального хозяйства Гомельского облисполкома. — Из них более 30 содержат просьбы о ремонте кровель, коммуникаций, утеплении домов. И год от года таких жалоб становится все больше.
Сама тому свидетель. Побывав на приемах межведомственной рабочей группы по мониторингу работы местных органов власти, наблюдала разные картины одного и того же сюжета. В Мозыре, например, на прием пришли жильцы двухэтажного бревенчатого дома, которому перевалило за... сотню лет. Все это время он продержался без капитального ремонта. «Будут его делать или готовиться к отселению?» — с этим вопросом последние несколько лет люди неизменно обращались в районные органы власти...
Тот же вопрос звучал в Калинковичах. Местное предприятие законсервировало первый этаж ведомственного дома. На втором осталось лишь несколько семей. Какова дальнейшая судьба постройки, жители в общем–то догадывались сами: потолок валится, печи изрезаны трещинами в палец толщиной... Не догадывались только о том, каким будет для них решение жилищной проблемы. А предприятие вариантов не предлагало. Подобных примеров — десятки...
До распада Советского Союза капитальный ремонт домов, отстоявших 25 лет, делался регулярно. В Гомельской области, например, за год обновляли свыше 90 тысяч квадратных метров жилой площади. Это в среднем 40 — 50 домов. Однако в начале 90–х эта тема отошла на задний план. К ней не возвращались несколько лет. В итоге образовался провал: очередь многоэтажек, требующих срочного ремонта, сильно выросла. Только к 2005 году вышли на прежние объемы, а после год от года стали прибавлять к этой планке по 10 процентов. Но разрядить обстановку и снять остроту проблемы, о чем сигнализирует «жалобная» статистика, пока не удается.
— Большая очередь? — ищу ответ на болезненный вопрос.
— Сейчас в области насчитывается более 4,2 тысячи домов, которые свыше четверти века эксплуатируются без капитального ремонта, — уточняет картину Дмитрий Ксензов, заместитель начальника областного управления ЖКХ. — На этот год запланированы капремонт и тепловая модернизация в среднем 60 многоэтажек, или 123,4 тысячи квадратных метров жилой площади. Вот и сравнивайте...
На выполнение этой задачи область потратит около 90 миллиардов рублей. В этом денежном «пироге» более половины занимает сумма годового сбора отчислений населения, вторая доля — бюджетная. Сколько и где чинить, определяется в зависимости от объема имеющегося жилфонда. Ясно, что в областном центре домов–«счастливчиков» будет больше. А в малых городах вроде Буда–Кошелево или Ветки — один–два. Тактика, которой в этом плане придерживается областное управление ЖКХ, — делать все основательно: с заказом проекта, ремонтом кровли, заменой коммуникаций, оконных блоков, благоустройством двора и игровой площадки. В общем, так, чтобы на протяжении десятилетий к этому дому не возвращаться и жалоб оттуда не получать...
Однако при нынешних темпах, подсчитали специалисты, области потребуется не менее 60 лет только для того, чтобы привести в порядок уже накопившийся жилфонд с признаками разрушения. И это без учета того, что «первоочередников» поджимают все новые и новые «старички»... Дабы вовсе не завязнуть в «недоремонте», в год на Гомельщине нужно реанимировать 600 тысяч квадратных метров жилфонда и тратить свыше 500 миллиардов рублей. То есть прирасти в разы!
— Для начала делать хотя бы в два раза больше, чем сегодня, чтобы постепенно к 2015 году выйти на нужные объемы, — Ксензов смягчает масштабы. — И тогда реально снять остроту вопроса.
Где взять деньги? Есть два ответа — оба не регионального уровня. Первый — поднимать тарифы на «коммуналку». Но пока об этом речи не идет. Второй — увеличивать долю бюджетных ассигнований. И здесь в случае положительного решения напрашивается разработка государственной программы по капитальному ремонту жилья. Как показывает практика, централизованный патронат обычно гарантирует нужный результат... Впрочем, возможного третьего варианта тоже никто не исключал.
Нечем крытьОдна из самых проблемных сфер — жилищно–коммунальное хозяйство. Мониторинг работы местных органов власти с обращениями граждан только подтвердил...