Французы не только известные ценители хорошей кухни и высокой моды, но и непревзойденные профессионалы по выращиванию льна. В Евросоюзе Франция производит около 85 процентов этой культуры. Беларусь тоже не новичок в льноводстве, но перенять кое–что из зарубежного опыта нам не мешало бы. Урожайность льноволокна на берегах Ла–Манша вдвое выше, чем у нас. Да и длинного волокна, пользующегося спросом,
у зарубежных коллег гораздо больше: 60 — 80 процентов против наших 20 — 30. Почему? Возможно, ответить на этот вопрос поможет совместный эксперимент, который проводят ОАО «Дубровенский льнозавод», Институт льна НАН Беларуси и французская компания «Дехонт технолоджи».
Еще весной в Дубровенском районе на одном и том же поле белорусские и французские аграрии выбрали два участка площадью по 10 гектаров каждый. Один из них засеяли как обычно, второй — под руководством французского агронома по французской технологии — с использованием их семян, удобрений, гербицидов.
Недавно я побывал на обоих участках, которые разделяет узкая полевая дорога. Лен там уже вытереблен и сушится на солнце. С точки зрения дилетанта отличий нет. Однако агроном–семеновод Дубровенского льнозавода Владимир Якутенок уже сейчас замечает, что лен на поле, где трудились зарубежные специалисты, более густой.
По приезде в урочище Красная Слобода, где проходит эксперимент, первым делом Владимир Валентинович просит привезшего нас водителя поднять с земли часть французской «льняной дорожки» и начинает ее... фотографировать.
— Каждые три дня, кроме снимков, мы отправляем французским коллегам по электронной почте данные о температуре, влажности и осадках. Для этого на территории завода установили автоматизированную метеостанцию, — делится подробностями агроном. — Во время отсутствия на заводе представителя компании его коллеги на основе полученной информации могут нас проконсультировать по разным вопросам.
Лен — уж очень зависимая от погоды культура. Французы пытаются понять, насколько наш климат отличается от их погодных условий и как эти отличия могут повлиять на конечный результат. Впрочем, эксперимент уже показал, что, оказывается, дело не только в погоде.
— Оба участка засеяли в один день в течение часа. Когда наш участок, куда бросили семена, полученные из Института льна, еще оставался чистым, на французском начали проклевываться ростки. Получается, энергия их семян выше! — делает вывод директор Дубровенского льнозавода Анатолий Босенков.
С другой стороны, эксперимент показал, что слепое копирование технологии вряд ли подойдет.
Сегодня в Дубровно самый мощный и современный в Витебской области парк льноуборочной техники. Есть «бэушная» французская теребилка, имеются теребилки, собранные в Беларуси по зарубежной технологии. Но в целом по стране техническая оснащенность льноводства оставляет желать лучшего.
— Современная техника стоит огромных денег. К примеру, за импортный очесыватель, который используется для сбора семян, нужно выложить 900 миллионов рублей! — не скрывает Босенков. — Но купить его — еще полдела. В вопросе заготовки семян белорусская и французская технологии расходятся кардинально.
Дело в том, что стебель льна, который дает волокно, созревает на 2 недели раньше, чем семена. Во Франции лен теребят, когда созрел стебель. А головки с семенами очесывают после — на заводах. У нас такой возможности на заводах почти нет. Из–за этого сложно добиться оптимального качества волокна. Да и качественно обмолотить семена в поле не всегда возможно.
Есть проблемы и со сроками уборки. Во Франции около сотни фермеров, работающих на один завод, теребят лен на площади полторы тысячи гектаров за 10 дней. У Дубровенского льнозавода — 1.800 гектаров, уборка которых в прошлом году затянулась более чем на месяц. А ведь льну надо дать вылежаться, обернуть его, запрессовать...
Эксперимент еще не завершился, но на Дубровенском льнозаводе уверены: нужно продолжать техническое перевооружение, использовать более перспективные сорта семян, переходить на раздельную уборку льна и внедрять передовые технологии, которыми уже поделились французские коллеги. Тогда продукция из белорусского льна будет более качественной, а само волокно зарубежные покупатели будут приобретать по более высокой цене.
Кстати
Лабораторные исследования, проходившие в рамках эксперимента, показали, что лен на французском участке содержит на 20 процентов больше волокна, чем отечественный. Однако заместитель генерального директора — начальник управления льноводства РО «Белагросервис» Виктор Гейдель комментирует предварительные выводы сдержанно: «В последние годы мы много полезного взяли из опыта бельгийцев, голландцев. И нынешний эксперимент, бесспорно, повлияет на технологию возделывания льна у нас в стране. Однако насколько кардинальными будут изменения, что конкретно придется перестраивать – об этом логичнее судить после переработки опытных образцов.